05.03.2020

Практическая работа по теме правовое государства. Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Учащиеся должны понимать


Разделы: История и обществознание

Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

  1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
  2. Этап собственно учебных действий учащихся.
  3. Этап контроля и коррекции.

На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

К нему прилагается:

  1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
  2. Тест. Приложение № 2.

Урок-практикум (1 ч.)

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Цели урока:

образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правого государства.

Учащиеся должны уметь:

1. Анализировать текст.

2. Объяснять смыл понятий.

3. Называть представителей теории правого государства.

4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

Тип урока: лабораторная работа.

План урока.

1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

3. Тестирование.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

    Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

Сущность права.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Задание № 7

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Задание № 8

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Задание № 9

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Задание № 10

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

Задание № 11

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Задание № 4

Заполните таблицу.

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 5

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Задание № 6

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание № 12

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Литература:

  1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
  2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
  3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

При подготовке к данной теме необходимо исходить из того, необходимость управления обществом с учетом разнообразия социальных интересов приводит к формированию государства, которое, являясь часть общества, одновременно противостоит ему, навязывая свою политическую волю.

Это противоречивое единство реализуется через ряд этапов, обеспечивающих все более полноценное признание государством самостоятельности личности, ответственно действующей в рамках установленных государством законов. Так возникает гражданское общество и правовое государство. Их существование возможно только в условиях демократического политического строя и рыночной экономики, поэтому необходимо уяснить сущность демократии, основные этапы ее становления, исторические типы и особенности современности. Тогда становится возможным понимание путей становления гражданского общества, особенностей функционирования его институтов.

Гражданское общество прежде всего характеризуется тем, что большинство его членов в качестве граждан обладают достаточно высоким уровнем культуры, осознают социальную ответственность за себя, своих близких, понимают необходимость в максимуме усилий по реализации своих способностей и возможностей.

Все это не отменяет роль государства, но оно в таком обществе все больше выполняет координирующую и защитную роль по отношению к гражданам, имея четкие правовые границы своей компетенции на основе конституции страны.

Подготовка к практикуму предполагает также умение ответить на предлагаемые вопросы, написание при необходимости докладов для последующего выступления на занятии.

Вопросы для обсуждения

  1. Гражданское общество, его суть и отличительные черты.
  2. Основные характеристики правового государства.

Вопросы к практикуму

  1. Что такое демократия?
  2. Почему демократический вариант распоряжения политической властью является оптимальным?
  3. В чем особенности представительской демократии?
  4. Каковы основные характеристики гражданского общества?
  5. В чем суть правового государства?
  1. Структура и функции гражданского общества.
  2. Частная собственность, частная жизнь и средний класс как основа формирования гражданского общества.
  3. Механизм взаимодействия гражданского общества и государства.
  4. Правовое, социальное государство. Стабильность и изменчивость государства.
  5. Особенности становления гражданского общества и правового государства в России.
  1. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. № 2.
  2. Мамут С. Государство, полюсы представлений // Общественные науки и современность, 1997. № 4.
  3. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Политические исследования. 1997. № 1.
  4. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Политические исследования. 1996. № 6.
  5. Хорос В. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5.
  6. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Политические исследования. 1996. № 5.

Следует также обратить внимание на следующие термины.

Гражданское общество – совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д.), область спонтанного самопроявления интересов и воли свободных индивидов и их ассоциаций, огражденная законами от регламентации их деятельности со стороны государственной власти. При этом не государством обуславливается и определяется гражданское общество, а гражданское общество обуславливает и определяет государство. Если государство может иметь различные формы правления – демократическую, диктаторскую, монархическую, то для гражданского общества характерна лишь демократическая форма его функционирования. Чем более развито гражданское общество, тем менее вероятно возникновение в нем авторитарных и тоталитарных режимов.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Демократизация – процесс реального осуществления демократических преобразований во всех сферах общества, становление новых форм народовластия, гарантирующих защиту прав и свобод, чести и достоинства каждого человека; осуществление свободного политического диалога всех общественно-политических сил, действующих в рамках закона; мирное и равноправное сотрудничество между народами.

Избирательное право: 1. Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов, т. е. избирательную систему. Источниками избирательного права являются конституция и законы, регулирующие избирательную систему. 2. Право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в государственные органы. Избирательное право – одна из важнейших юридических гарантий конституционных прав граждан. Избирательное право в нашей стране является всеобщим, равным, прямым и осуществляется путем тайного голосования.

Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие общественного мнения происходит как стихийно - под непосредственным влиянием жизненных интересов, социального опыта и традиций, так и целенаправленно – в результате воздействия политических организаций и социальных институтов и учреждений на сознание масс.

Теория общественного договора – учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С точки зрения сторонников этой теории, государству предшествует полная анархия и «война всех против всех», или, по другим взглядам, «естественное состояние» – неограниченная личная свобода. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства для обеспечения своей безопасности, охраны собственности и других личных прав. Развернутую форму теория общественного договора получила в XVII - XVIII вв. (Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк, Руссо и др.) в связи с выступлениями нарождающейся буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Идея общественного договора явилась прообразом конституции как основного закона демократического государства.

Плюрализм – единство многообразного, где многообразие служит основой единства.

В экономике формой проявления плюрализма является многообразие форм собственности и правовых норм ее организации; в социальной сфере – многообразие социальных интересов и развитие на этой основе дифференцированной социально-классовой структуры общества; в политике – многообразие форм реального народовластия; в духовной сфере – свобода дискуссий, гласность, информированность, разнообразие точек зрения и мнений, способствующее не только выработке правильного решения, но и консолидации социальных сил в его реализации.

Правовое государство – правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство - это государство, где господствует право, причем не только по отношению к гражданам, но и по отношению к самому государству. Возможности правового государства в полной мере раскрываются в гражданском обществе.

Равенство – принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. В античном обществе действие данного принципа распространялось лишь на свободных граждан. Христианство провозгласило равенство всех людей перед богом, но церковь при этом санкционировала сословные и классовые перегородки и привилегии.

Равенство в современном обществе – это прежде всего равенство возможностей и прав, защищаемых законом, но эксплуатация человека человеком, имущественное неравенство ограничивают возможность достижения подлинного равенства. Гуманистическое значение социального равенства состоит в том, что оно открывает возможность для каждого свободно развивать свои способности и потребности соответственно индивидуальным качествам.

Версия для печати

Учебные вопросы:

1. Сущность и структура гражданского общества.

2. Политическая жизнь гражданского общества.

3. Выборы: типы и функции.

4. Избирательные системы.

5. Особенности гражданского общества современной

Литература:

1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.45-68.

2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.65-81, 244-254.

3. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.65-71.

4. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.132-165.

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.130-162, 272-297, 401-405.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.175-189, 255-268.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.384-405.

Семинар 6. Тема: Политические партии и партийные системы.

Учебные вопросы:

1. Сущность политических партий.

2. Партийные системы.

3. Общественно-политические организации и движения

4. Политическая культура – основа политического

поведения.

5. Субъекты и направления формирования

политической культуры.

6. Политические отношения и процессы.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.79-101.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.162-210, 434-464.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. С.203-243, 312-346.

4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.78-93.

5. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.201-219, 220-249.

6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.336-362, 363-378, 386-400, 448-480.

7. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.57-82.

8. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.96-123, 190-203, 301-316.

9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.267-285, 306-329, 365-383, 406-443.

Семинар 7. Тема: Личность в политике.

Учебные вопросы:

1. Личность как начальный субъект политики.

2. Типы личности по отношению к политической

деятельности.

3. Факторы участия личности в политике.

4. Политическое сознание.

5. Политические элиты.

6. Основные концепции политических элит.

7. Политическое лидерство.

8. Типы политических лидеров.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.102-123.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.93-102.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.220-249, 274-291.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.163-201, 379-385, 406-410.

5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.41-56.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/научн. ред. А.А. Радугин. С.220-254.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.132-170, 318-329.

Семинар 8. Тема: Национальная политика. Политический конфликт.

Учебные вопросы:

1. Национальные отношения и их характеристика.

2. Этносы как субъекты национальных отношений и

национальной политики.

3. Сущность политических конфликтов.

4. Типология политических конфликтов.

5. Этнический конфликт как тип политического

конфликта.

6. Меры предотвращения и разрешения политических

конфликтов.

Литература

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.140-156.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический курс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.102-109.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.292-334.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.481-507.

5. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.280-300.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.349-364.

Семинар №9. Тема: Мировая политика.

Учебные вопросы:

1. Международные отношения и внешняя политика.

2. Субъекты мировой политики.

3. Международные организации как субъекты

мировой политики.

4. Национальные интересы.

5. Национальные интересы современной России.

6. Национальная безопасность РФ.

7. Концепция национальной безопасности РФ.

Литература:

1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. С.157-186.

2. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. С.109-118.

3. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. С.335-365.

4. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. С.508-566.

5. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. С.83-95.

6. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. С.317-333.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. С.444-469.

Темы рефератов.

1. История становления и этапы развития политической науки.

2. Особенности развития политической мысли в России.

3. Обоснования периодизации развития политической мысли в России.

4. Сущность и специфика политики как общественного явления.

5. Обоснования классификации политики.

6. Экономическая политика в современной России.

7. Сущность политической власти, ее легитимация и легитимность.

8. Легитимность современной политической власти в России.

9. Особенности разделения политической власти в современной России.

10. Конституция Российской Федерации о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

11. Правительство Российской Федерации как основной инструмент реализации экономической политики.

12. Гражданское общество и его структура.

13. Специфика гражданского общества в современной России.

14. Российская Федерация как правовое государство.

15. Президентская республика как форма государственного правления.

16. Парламентская республика как форма государственного правления.

17. Государство как основной институт политической власти.

18. Сущность политической партии и ее функции.

19. Политические партии современной России: программа и деятельность (по выбору, одна – две партии).

20. Обоснования и классификация политических партий.

21. Партийная система в современной России.

22. Политические организации и движения в современной России (по выбору).

23. Характеристика современного политического процесса.

24. Взаимосвязь политических и экономических отношений.

25. Социокультурные процессы политики.

26. Политика и мораль: современный аспект.

27. Культура электорального процесса.

28. Пути и направления формирования политической культуры.

29. Сущность и функции политической элиты.

30. Политическая элита современной России.

31. Системы рекрутирования элит: история и современность.

32. Экономическая и финансовая элиты современной России.

33. Сущность политического лидерства.

34. Политические лидеры России: история и современность.

35. Политический конфликт: сущность и причины.

36. Основания и типология политических конфликтов.

37. Политические конфликты современной России: причины и характеристика.

38. Взаимосвязь и взаимозависимость политических конфликтов и политических кризисов.

39. Этнический конфликт как форма политического конфликта.

40. Военный конфликт как форма политического конфликта.

41. Пути разрешения и недопущения политических конфликтов.

42. Современные политические идеологии.

43. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

44. Особенности современной политической социализации.

45. Политическая социализация студентов технических вузов.

46. Мировая политика и международные отношения.

47. Международные организации как субъекты мировой политики.

48. Современная внешняя политика Российской Федерации.

49. Политика как наука и государственная политика.

50. Национально-государственные интересы Российской Федерации.

51. Национальная безопасность Российской Федерации.

52. Этнический фактор политики.

53. Военный фактор политики.

54. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

55. Сравнительная политология и ее методы.

56. Политический маркетинг.

57. Геополитика.

58. Политический рынок.

59. Политические технологии.

60. Политическая антропология.

5. Вопросы итогового контроля по дисциплине.

1. Политология как наука: предмет, категории, функции и изучаемые проблемы.

2.Сущность политики, ее функции и роль в обществе.

3. Назовите субъекты и объекты политики.

4. Раскройте сущность и содержание либерализма как политической идеологии.

5. Раскройте сущность и содержание консерватизма как политической

идеологии.

6. Социал-реформизм и коммунизм как политические идеологии: общее и

различия.

7. Политическое сознание, его уровни, типы и функции.

8. Политическая система, ее структура и функции.

9. Раскройте сущность политической власти, ее функции и типологию.

10. Что такое легитимность политической власти и типы легитимности.

11. Раскройте механизм разделения и деятельности политической власти на

законодательную, исполнительную и судебную ветви.

12. Постройте вертикали законодательной, исполнительной и судебной ветвей

власти в РФ.

13. Охарактеризуйте демократический политический режим.

14. Охарактеризуйте тоталитарный политический режим.

16. Раскройте сущность государства, основные концепции его возникновения

и признаки.

17. Раскройте структуру государства как основного института политической

власти и его функции.

18. Типология государства.

19. Правовое государство и его признаки.

20. Сущность и структура гражданского общества.

21. Раскройте механизм взаимодействия государства и гражданского общества.

22. Сущность политической партии, ее цели и структура. Закон РФ

«О политических партиях».

23. Охарактеризуйте функции и типологию политических партий.

24. Партийные системы и их типология. Партийная система в РФ.

25. Выборы: типы и функции.

26. Избирательная система: типы и основные процедуры избирательного

процесса. Избирательная система в России.

27. Раскройте сущность и содержание принципов избирательного права.

28. Политическая культура как основа политического поведения и ее структура.

29. Функции политической культуры и основные направления формирования

политической культуры.

30. Политическая элита: сущность, концепции и типология.

31. Сущность и типология политического лидерства.

32. Политический конфликт. Причины и типы политических конфликтов.

33. Военный конфликт как форма политического конфликта.

34. Методы предотвращения и разрешения политических конфликтов.

35. Политическая бюрократия и ее формы.

36. Группы давления, их типология и методы воздействия.

37. Политический рынок, его сущность и предназначение.

38. Мировая политика и международные отношения.

39. Внешняя политика: сущность, принципы, специализированные органы.

40. Раскройте соотношение политики и морали.

41. Что такое национальный интерес?

42. Раскройте сущность и содержание национальной безопасности.

43. Охарактеризуйте личность как субъект политики.

44. Что такое политическая социализация?

45. Назовите типы личности по отношению к политической деятельности.

46. Сущность и содержание национальной политики.

47. Назовите основные этнические общности.

48. Что такое национальный вопрос и каковы пути его решения?

49. Этнический конфликт как тип политического конфликта.

50. Особенности российской политической мысли.


6. Библиографический список.

6.1. Введение в политологию: Учебное пособие/Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань: Казанский гос. ун – т, 1992. – 192с.

6. 2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2000. – 544с.

6.3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений/К.С. Гаджиев. М.: Логос, 2005. – 488с.

6.4. Зосименко И.А. Политология: Учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система/И.А. Зосименко. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 138с.

6.5. История политических учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. М.: издательство НОРМА, 2002. – 912с.

6.6. Касьянов В.В., Самыгин С.И. Политология для технических вузов/В.В. Касьянов, С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384с.

6.7. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика. М.: Юристъ, 2002. – 592 с.

6.8. Политология: Основы теории/Под ред. В.А. Михайлова. Ульяновск: УлГТУ, 1998. – 96 с.

6.9. Политология: Учебное пособие для вузов/Научн. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. – 336 с.

6.10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. – 447с.


Учебное издание

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические материалы

Составитель: ЗОСИМЕНКО Иван Андреевич

Редактор

Подписано в печать Формат

Бумага писчая. Печать трафаретная. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

Вопросы для обсуждения.

    Основные концепции становления и развития гражданского общества.

    Исторические предпосылки возникновения и функционирования гражданского общества.

    Понятие, структура и черты современного гражданского общества.

    Конституционализм как основа взаимодействия гражданского общества и правового, социального государства.

    Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России.

Темы реферативных сообщений.

Идейные истоки и основные этапы формирования концепции гражданского общества.

Взаимообусловленность процессов возникновения и функционирования гражданского общества и правового государства.

Развитие гражданского общества в постсоветской России: реалии и перспективы.

Проблемы создания в России социального государства.

Основная:

Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел III. Тема 10.

Гаджиев К.С. Политология. –М., 2005. Раздел II. Гл.4.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., Раздел III. Гл. 10.

Дополнительная:

Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. –М., 1998.

Гражданское общество в России: структуры и сознание. –М., 1998.

Евдокимов В.И. Государство: теория, практика, проблемы. Т. 1. – М., 2005.

Политическая энциклопедия: в 2-х т. –М., 1999.

Вопросы для самоконтроля.

Дайте определение гражданского общества.

Перечислите основные признаки гражданского общества.

Назовите основные исторические вехи развития гражданского общества.

Какие концепции гражданского общества существуют в политической науке?

Что такое конституционализм?

Охарактеризуйте основные модели конституционализма.

В чем заключается взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

Какие проблемы стоят на пути развития гражданского общества в современной России?

Семинар по теме: «Политические процессы».

Вопросы для обсуждения.

    Понятие, особенности и типы политического процесса.

    Режимы протекания политического процесса и проблема политического участия в нем граждан.

    Сущность, этапы и пути политической модернизации общества.

    Специфические кризисы политического развития и особенности их проявления в ходе реформирования российского общества.

Темы реферативных сообщений.

Природа и структура развития политических конфликтов.

Пути и способы преодоления кризиса политического участия.

Теории политической модернизации.

Основная:

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М., 2005. Раздел VII. Гл.18, 19, 22.

Мухаев Р.Т. Политология. –М., 2006. Раздел VI. Тема 17, 19.

Василик М.А. Политология. –М., 2000. Раздел VI. Гл.15. 16.

Воробьев К.А. Политология. Учебное пособие. –М., 2005. Раздел II. Гл.7, 8.

Дополнительная:

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. –М., 2000.

Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. –М., 1998.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. –М., 1999.

Политическая энциклопедия6 в 2-х т. –М., 1999.

Вопросы для самоконтроля.

В чем заключается значение конфликта в политике?

Дайте определение политического процесса.

Какие критерии определяют классификацию политических процессов?

Что характерно для современного политического процесса в России?

Раскройте сущность процесса политической модернизации.

Сделайте сравнительный анализ либеральной и консервативной моделей политической модернизации.

Назовите кризисы политического развития и дайте их характеристику.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча