22.09.2019

Подвижные игры народа саха. Для воспитания интереса к физическим упражнениям использовать красочные атрибуты. формирование определенных позиций, нравственных, эстетических установок


Якутские подвижные игры

Младшая группа

«Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать.

Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) . Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны повторять движения сокола. В это время вдруг

выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«Волк и олени»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на площадки.

По сигналу «Волк!», волк просыпается, выходит из логова, широким шагом бежит. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснутся). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Волк и жеребята»

Из группы играющих выбирается волк, а остальные дети изображают жеребят.

Огораживают чертою поле, где пасутся жеребята, и место волку. Жеребята пасутся на поле, по сигналу (волк!), волк бежит широким шагом за жеребятами и пытается их поймать, жеребята убегают за черту в домик. Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать волку можно только по сигналу. Кого поймал волк, тот идет за волком.

Средняя группа.

«Солнце» (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

«Зайцы и волк»

Одного из играющих выбирают «волком». Остальные дети изображают «зайцев».

На одной стороне площадки живут зайцы, на другой – в «овраге» волк.

Педагог говорит: Зайцы скачут, скок, скок, скок

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, слушают –

Не идет ли волк.

Дети выполняют движения согласно тексту. Когда педагог произносит последнее слово «волк», волк выбегает из «оврага» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться).

Зайцы убегают в домик.

Правила игры: Выбегать волку можно только после последнего слова «волк». Пойманные зайцы идут к волку в «овраг».

«Охотник и зайцы»

На одной стороне площадки сидит «охотник», назначенный педагогом. На другой – обозначаются кружками «места зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Педагог: «Зайцы выбежали на полянку гулять», зайцы прыгают на 2 ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник!», зайцы приседают, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого попал охотник мячом, считается подстреленным, и охотник уводит к себе.

Правила игры: Охотник бросает мяч только после сигнала «Охотник!», пойманные идут за охотником.

Старшие группы

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают в круг. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят дзинь, дзинь…

На последние слова дети прыгают на месте на носочках, пока не услышат сигнал «Ветер!»

Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети делают большой круг – льдинку.

Правила игры: менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» В игру можно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те, дети которые быстрее построят круг – озеро.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строится в круг можно только по сигналу.

«Отбивка оленей»

Группа играющих, находится внутри очерченного круг – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей.

Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские национальные игры и игрушки

Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутс...

Якутские настольные игры для детей среднего дошкольного возраста

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными формами рисования, печать по трафарету с использованием поролона....

Проект "Якутские настольные игры"

*Народная игра- понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской п...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Республика Саха(Я) – это многонациональная республика Российской Федерации, в которой совместно проживают представители многих национальностей. Вся жизнь коренных народов Якутии связано с холодом, который продолжается в течение 6-7 месяцев и достигает температуры от –40 до -60 градусов мороза. Экстремальность климата способствовала выработки особого характера северных народов, сформировала этнически жизнестойкую материальную и духовную культуру народов Саха. Сложные и трудные промыслы, суровый климат требовали от коренных народов хорошей и физической подготовки, отличной закалки, устойчивой психики. С малых лет прививали необходимые физические качества – силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию и.т.д. Ловкость развивали борьбой, бегом. Чуткость развивали с помощью огня и. т. д. Важную роль в жизни выполняли игры, связанные с бегом, ходьбой на лыжах, стрельбой с лука, а также национальные игры народов Саха. Народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Основным видом деятельности коренных народов Якутии являются животноводство, скотоводство, охота, оленеводство и рыболовство. В играх северян отражены их борьба за существование в суровых условиях крайнего Севера. Здесь представлены несколько национальных подвижных игр на развитие силы, ловкости, выносливости, скорости бега, координации, которые разработаны для учащихся. Игры взяты из книги А.С. Федорова. Эти игры можно применять на уроках физкультуры и для внеклассных занятий.

3 слайд

Описание слайда:

Кто поднимет худую корову? Ведущий садит на пол одного игрока. Игрок хватает руками пятки правой ноги, при этом старается ногу распрямить. С такого положения играющий должен встать на левую ногу. Если игроку не удастся встать на левую ногу с трех попыток, его называют “худой коровой”.

4 слайд

Описание слайда:

Переворачивание через палку (Кто самый гибкий?) Берется палка 1 м длиной, одна сторона отточена. C позиции мостика палка вбивается в землю. Затем, не спуская рук с палки, игрок должен повернуться вокруг оси. При этом нельзя дотрагиваться до земли. Кто больше всех сделает поворотов, тот побеждает.

5 слайд

Описание слайда:

Кочки “Кочки” длиной 20 см и шириной 7 см числом не больше 10 раскладывают на расстоянии шага друг от друга. Игроку завязывают глаза. Поворачивают три раза вокруг себя и отправляют в сторону “кочек”. Побеждает тот, кто меньше всего “кочек” заденет.

6 слайд

Описание слайда:

Водопой На землю ставят емкость высотой с кулак и наполняют ее водой. Игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги и в таком положении должен наклониться и попить воды. Если опустит руку, выходит из игры. Победителем становится тот, кто попьет воду, не отпуская рук. Вместо воды можно положить конфеты.

7 слайд

Описание слайда:

Бой быков На земле отмеряется отрезок длиной 1,5м или 2м, и по середине которой проводится линия. Игроки становятся на четвереньки по разные стороны линии и упираются головами (плечами). По команде начинают «бодаться», толкать друг друга. Побеждает тот, кто вытолкает соперника за линию на 0,5 м.

8 слайд

Описание слайда:

Замок Чертят на земле 2 линии с двух сторон на расстоянии в 1,5 или 2м. Игроки встают между ними и берутся друг за друга средними пальцами и по команде начинают тянуть друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за линию так, чтобы соперник переступил ее. Если во время перетягивания один из них поправит или отпустит палец, то он считается проигравшим.

9 слайд

Описание слайда:

Упрямый теленок Ведущий накидывает веревку на голову двух игроков, которые стоят опираясь на ноги, держа руки за спиной. Никто из играющих не должен делать резких движений, опускать голову. По команде начинают тянуть в свою сторону. Кто дотянет соперника до черты, тот побеждает. Проигравшего называют упрямым теленком.

10 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

11 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

12 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

13 слайд

Описание слайда:

Волк и жеребята Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят. Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк. Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

Халгаев Дмитрий Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) Республиканская специальная (коррекционная) школа - интернат V вида
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Популяризация якутских национальных подвижных игр на уроках физической культуры для начальных классов"
Дата публикации: 10.11.2016
Раздел: среднее образование

Популяризация якутских национальных подвижных игр на уроке физической культуре для начальных классов Актуальность: Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного и начального школьного возраста. Участие детей в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр, формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально. В своей практике я использую национальные игры якутов. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, развивают ловкость, быстроту, меткость, выносливость, смекалку, сообразительность, вырабатывают волю к победе. Дети учатся находить выход из критических ситуаций, быстро принимать решение и приводить их в исполнение, то есть дети перенимают важные качества необходимые им в будущей жизни. Игры стимулируют двигательную деятельность детей. Они помогают детям глубже воспринимать красоту родной природы. Через национальные игры воспитываются у детей чувства товарищества, дружбы, взаимопонимание. Проводилась предварительная работа: ознакомление с окружающей средой и социальной действительностью, чтобы сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тайги и тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове, передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным. Чтение якутской сказки о животных познакомила детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; сформировала у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействий живых организмов со средой обитания. При выборе водящего использовали считалки:
Прилетели в тундру утки Позолоченные грудки, Чтоб утяток выводить… А тебе сейчас водить! Сильный северный олень Нас катает целый день! Но на нарту всем не сесть - Значит, ты останься здесь Вышло солнце из-за туч, Уронило яркий луч Прямо в травы и цветы… Этот лучик ищешь ты! Прибежала к нам лиса Через реки и леса… Быстрым зайчиком в кусты Убегай скорее ты! Все ребята встали в круг. Серый волк примчался вдруг! Он клыкастый погляди! Самый, смелый выходи! На своих занятиях использую разные игры в зависимости от времени года, тем самым мы закрепляем и расширяем знания детей о национальных видах спорта и подвижных играх. Я предлагаю примерный перечень якутских национальных подвижных игр для детей начальных классов и дошкольного возраста, которые можно использовать осенью и весной на улице или зимой в спортивном зале.
Копилка идей педагога «Берегись охотника» Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений. Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим. «Бег с капканом» Цель: развитие быстроты, силы ног. Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств. Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его
земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем. «Бой лосей» Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок. «Быстрый олень» Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей). Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры. «Важенка и оленята» Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности. Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи), в
каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею оленята. Топают по лужам Оленята малые Терпеливо слушая Наставленья мамины Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе. «Гонки на нартах» Цель: развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины. Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой. «Звери и птицы» Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей. Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д.
Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы. «Льдинки, ветер и мороз» Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости. Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища. Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер». На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки. «Куропатки и ягодки» Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание. Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено. Описание игры. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок. «Ловля оленей» Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними. «Гонки на оленях» Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы), обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету. Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание. «Снежный лабиринт» Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей. Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету

Якутские национальные игры на занятиях

Иван Гермогенов,

тренер-преподаватель по якутским национальным прыжкам

Хангаласского ДЮСШ Республики Саха (Якутия)

Главной целью физического воспитания школьников является сохранение физического здоровья, развитие способности к производительному труду и защите Отечества, умственное и физическое самосовершенствование личности.

В Концепции национальной школы говорится, что ребенок должен получать первоначальные представления и знания о мире из своего окружения, воспитываться и развиваться на примере традиций, заложенных предками. Точно так же и в физическом развитии ребенку необходимо прививать знания, умения и навыки через овладение исконно якутскими играми и занятиями, сопряженными с трудовой деятельностью якутского народа, и национальные виды спорта.

Еще в XIX веке русский политссыльный Иван Худяков обратил внимание на то, что в якутской среде очень сильно влияние физического самосовершениствания и описал особенности национальных игр и физических упражнений. К сожалению, надо отметить, что мы до сих пор не уделяем большого внимания этим упражнениям. Так исторически сложилось, что древним саха нужно было готовить своих детей к суровым условиям жизни, труду, войнам. Это отразилось в том, что они всегда направляли своих детей, вырабатывали в детях те навыки и умения, которые понадобятся им в жизни. Это всё проявления народной педагогики. Воспитанный на такой педагогике мальчик вырастал настоящим атлетом-богатырем, представителем своего этноса с определенными нормами и правилами поведения, физически здоровый, трудолюбивый, охотник, воин, образцовый семьянин и отец. Ведь ребенок с младенческого возраста был поставлен в тяжелые условия выживания. Потому взрослые следили, чтобы ребенок зимой много времени проводил на свежем воздухе, выполняя домаш ние обязанности, работая, играя, а летом бегал босиком, закалялся. Ребенок был близок к природе, любил ее, уважал и чтил ее законы . Таким образом , всё это давало ему возможность вырасти в сильного и выносливого человека, уверенного в своих силах.

Какие были национальные игры? Дети играли, подражая охотнику, всаднику на коне, на олене, рыбаку. Но особенность всех игр, развлечений, упражений была в том, что они носили прежде всего состязательный характер. Как только встречались маленький ли, взрослый ли , сразу начинали меряться силами, состязаться в ловкости и быстроте. Так зачинались состязания, соревнования. Еще одной особенностью является то, что физическое и трудовое воспитание были неотъемлемой частью друг друга. В труде ребенок становился сильным, выносливым. Из поколения в поколения с молоком матери ребенок впитывал премудрости народной жизни в суровых условиях севера. Поэтому абсолютно недопу стимым считалось насилие над человеком, когда кто-то кого-то бил или пинал, бросал вниз головой. В книгах якутских педагогов П.К. Васильева и М.К. Охлопкова, А.С. Федорова, А.А. Шадриной рассказывается о более чем ста различных якутских национальных играх. Если проанализировать эти игры, соревнования, в них отчетливо проявляется образ жизни, народная мудрость, правила поведения якутского народа. Благодаря Концепции национальной школы мы, сельские учителя ф изкультуры, имеем возможность воспользоваться заветами наших предков и воспитывать подрастающее поколение в лучших традициях народной педагогики. Разработанная мною программа на 40% состоит из использования якутских национальных игр. Также эта программа сделана с учетом возрастных особенностей физического развития школьников и материально-технической базы учебного заведения.

Остановимся на урочной системе. Она целиком строится с учетом физического и умственного развития школьников. Например, в 1-4 классах основной упор делается на систему физических упражнений – подвижных игр, которые кроме всего прочего развивают еще наблюдательность, смекалку. Такие игры я ввожу в первой части урока.

В 5-8 классах дети особенно любят баловаться, хотят много узнавать, любопытны. Физические занятия должны правильно направлять эти интересы ребенка Потому в этих классах можно ввести на занятия по общефизической подготовк е упражнения, которые имитируют движения косца, рыбака, охотника, наездника, разных животных. Детям, например, бывает очень интересно подражать движениям косца. На третьей части урока можно вводить как коллективные, так и игры с участием одного-двух человек. Например, игра “Ойбонтон уулаа h ын” (Водопой). Эта игра развивает очень много мышц: ног, спины, дает навыки ловкости, гибкости, силы, равновесия и дыхания. Таким образом, на урок можно вводить подражательные, сюжетные игры. Например,

    От охсору утуктуу (Косец)

    Мас кэрдиири утуктуу (Упражнения, имирующие действия лесоруба)

    Муус койору утуктуу (Упражнения, имирующие действия человека, колющего лед)

    Талкы баттыыры утуктуу (Упражнения, имирующие действия кожемяки)

    Дьиэрэнкэй (танцевальные движения)

    Чохчоохой (подпрыгивания вприсядку)

    Кырынаастаа h ын (прыжки горностая)

    Хорон оту урдунэнэ ыстаныы (прыжки через стебли травы)

    Атара (выполнение широких шагов)

В 9-11 классах школьник сильно вырастает, физически крепнет, увеличивается масса тела. В этих классах можно практиковать бег, разные подвижные игры, прыжки. Якутские дети с давних времен имеют наклонность к бегу и ходьбе. Ведь раньше семьи жили на отдалении друг от дурга. Потому детям приходилось бегом или пешком направляться к своим соседям или родственникам. Девятикласникам-одиннадцатиклассникам можно преподавать в разделе “Легкая атлетика” национальные игры - прыжки кылыы, ыстана, куобах и т.д. Якутские дети привыкли пер ескакивать через небольшие водоемы, ограждения, через кусты, с кочки на кочки. На этих занятиях можно ввести такие игры, как

    Прыжки кылыы, ыстанга, куобах

    Ус тогул ус (Три прыжка куобах, три прыжка ыстанга, три прыжка кылыы)

    Куобахтаан урдугу ыстаныы (прыжки в высоту с соединением обеих ног)

    Наартаны урдунэн ыстаныы (прыжки через нарту)

    Маамыкта быра5ыы (бросание аркана)

    Мас тарды h ыыта (перетягивание палки)

На занятиях по гимнастике можно ввести:

    Кырынаастаа h ын (прыжки горностая)

    Котох ына5ы туруоруу (поднятие хилой коровы)

    Ойбонтон уула h ын (водопой - поднятие легкой вещи приседанием на одной ноге без помощи рук)

    Тутум эргиир (вертушка)

    Халбас харата

    Дул5алаа h ын (имитация прыжков с кочки на кочку)

    О h уону суу h унэн устэ тонсуйуу (прыжки вверх с забиванием руками метки на высоте)

    Ким кыайан турарый (Кто первым сможет подняться)

    Мас тарды h ыыта (перетягивание палки) и т.д.

В этом возрасте учитель должен обращать особое внимание на развитие правильной осанки, сохранение подвижности и гибкости. Индивидуально работая с каждым, приходится давать выполнение тех или иных физических упражнений на дом. Это было еще и стимулом к изучению национальных игр, их разучиванию. В старших классах детям очень нравятся командные эстафетные игры. Потому организую игру по станциям. Например, на одной из станций отжимание, на другой - накачивание мышц живота, на третьей - прыжки вверх, где-то - выпол нение упражнений на гибкость, дальше бег и поднятие гантелей. Каждые полминуты меняются по станциям. За 3-4 минуты ребенок должен пройти все станции. Можно пройти неско лько раз по станциям, только тогда надо добави ть еще несколько станции с упражнениями.

Также очень интересно вводить на занятия элементы национальных танцев: осуохай, дьиэрэнкэй, кириэс тэбии, атах тэпсии (хоровод, прыжки с подскоком, движения парами друг против друга, ходьба крест-накрест).

Что может включать внеклассная работа по физической культуре. Во-первых, вне урока почти все учащиеся посещают те или иные спортивные секции. Во-вторых, стал о доброй традицией проведение таких массовых мероприятий, как осенний кросс, внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу между классами, соревнования “Игры предков”, “Юрюнг Уолан”, сдача нормативов осенью и весной, лыжи, весенний кросс, школьный ысыах. По указу Президента Республики Саха (Якутия) 1 апреля с 1999 года считается праздником - Днем отцов. Праздник направлен на повышение статуса мужчины и отца.

Особое внимание хочется обратить на “Игры предков”. Это состязания мальчиков, направленные на воспитание чисто мужских качеств. Как правило, участниками соревнований становятся люди разных возрастных групп: учащиеся, молодежь, ветераны. На таких играх принято соревноваться в таких состязаниях, как ус тогул ус, кырынаастаа h ын, куобахтаан урдугу ыстаныы, тутум эргиир, мас тарды h ыыта. Итоги подводятся с учетом всех 5 этапов соревнования, и выявляется абсолютный чемпион. Эти соревнования являются пропагандой здорового образа жизни и национальных игр.

Стало вызовом времени владение умением сохранять эмоциональную и физическую устойчивость, умением действовать индивидуально и в группе, умением использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельностидля организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в ладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности. Всё это как нельзя лучше находит отражение и в национальных играх народа саха.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутские национальные игры Саха норуотун оонньуулара Yakut national games Выполнил: Корякин Аман ученик 6 класса МБОУ «Майорская СОШ». Руководитель: Корякина Р. Н. Корякин Р. П.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Пропаганда подвижных национальных игр народа Саха Задачи: Изучить литературу о возникновении и правила подвижных игр народа Саха Познакомиться с технологией изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха. Попробовать сыграть в игры в кругу семьи. Объект исследования: технология изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха Предмет исследования: национальные подвижные игры народа Саха.

4 слайд

Описание слайда:

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

5 слайд

Описание слайда:

Летящий диск (Тэлэрик) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

6 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

7 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

8 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

9 слайд

Описание слайда:

Один лишний (Биир ордук) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

В ходе своей исследовательской работы я: изучил литературу о возникновениях и правилах игры национальных подвижных игр. Познакомился и попробовал изготовить принадлежности для игр. Попробовал сыграть в игры в кругу семьи. Национальные виды спорта имеют большое значение для физического развития. Игры предков обрели в наши дни новое дыхание отдельные виды национального спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки, кылыы, ыстана, куобах) получили международное признание Заключение


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча