07.02.2019

Перекресток пдд что можно нельзя. Очередность проезда при переключении светофора. Проезд нерегулируемых перекрестков: правила


13. ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ

Читатель А: Я помню, в разделе 1 «Общие положения» вводилось понятие перекрестка.

Читатель Б: На перекрестке дороги пересекаются на одном уровне, то есть проезды под мостами, путепроводами, въезды в тоннели перекрестками не считаются.

Читатель А: Также не считаются перекрестком выезды на дорогу с прилегающих территорий, и стало быть, требования 13 раздела Правил на эти места не распространяются.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Читатель А: Насколько я понял, водитель, совершающий на перекрестке поворот в любую сторону, должен быть готов, если это потребуется, уступить дорогу пешеходам, а при пересечении велосипедной дорожки – и велосипедистам (рис. 166).

Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Читатель Б: Ну, а если перед перекрестком установлен светофор и на нем горит зеленый сигнал (рис. 167)?

Читатель А: Все ясно. Водитель, прежде чем въезжать на перекресток, должен оценить ситуацию за перекрестком в направлении своего движения и лишь, затем принять решение о возможности въезда.

Читатель Б: Поэтому в ситуации на рис. 167 водитель легкового автомобиля, перед которым горит зеленый сигнал светофора, может свернуть в любую сторону или развернуться. Но двигаться через перекресток прямо ему запрещено до ликвидации затора.

Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Читатель А: Я помню из п. 6.15 Правил, что водители и пешеходы в этом случае должны строго выполнять требования сигналов регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям знаков и разметки.

Читатель Б: А если на светофоре горит зеленый сигнал, но вместе с ним установлен знак приоритета, например, знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» (рис. 168)?

Читатель А: Как раз в этом случае знаки приоритета не действуют, ведь перекресток регулируемый, и нужно подчиняться только сигналам светофора. Поэтому едем без остановки.

Читатель Б: Я все понял. Если светофор работает в основном (трехцветном) режиме, то на знаки приоритета водители внимания не обращают, а вот если светофор работает только в режиме желтого мигающего сигнала или вообще выключен, то действуют знаки приоритета.

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо (рис. 169). Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Читатель Б: Здесь все наглядно. Однако возникает вопрос. Почему в этой ситуации нужно уступать только тем, кто двигается со встречного направления прямо или направо?

Читатель А: Если бы встречные поворачивали налево, то траектории транспортных средств не пересекались и не сливались, то есть им можно было ехать одновременно.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (см. рис. 72 на стр. 75).

Читатель Б: Как-то непонятно. Проезжаем на включенную зеленую стрелку в дополнительной секции, а надо уступать дорогу (см. рис. 72)?

Читатель А: И если перед нами в основной секции светофора запрещающий сигнал (красный и желтый), то прежде чем въехать на перекресток нужно убедиться, что мы не создадим помех участникам движения на других направлениях, так как перед ними в основной секции светофора – зеленый сигнал (рис. 72).

Читатель Б: А если и в основной и в дополнительной секциях светофора горит зеленый сигнал (рис. 170)?

Читатель А: Тогда водитель может смело ехать, ведь он имеет преимущество перед другими участниками движения. Так?

Да, когда водитель двигается на включенную стрелку в дополнительной секции при основном зеленом сигнале светофора, он имеет преимущество только перед теми участниками движения, которые находятся на другом направлении, так как перед ними основной сигнал светофора – запрещающий. Однако, поворачивая в направлении включенной стрелки в дополнительной секции при любом основном сигнале светофора, вы должны, по требованию п. 13.1 Правил, уступить пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Читатель А: Это правило мы знаем. Оно действует на любом перекрестке.

Читатель Б: А как быть, если в дополнительной секции светофора изображена вертикальная стрелка?

Читатель А: То есть, в ситуации на рис. 171 мотоциклист должен уступить автомобилю.

Читатель Б: Но в нашей ситуации, куда может ехать мотоциклист, после того как он пропустит автомобиль?

Читатель Б: Теперь мне все ясно.

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Читатель А: Почему все-таки при одновременном праве на движение преимущество отдали трамваю?

Читатель Б: Конечно, ведь требования п. 13.5 Правил действуют на все виды транспортных средств. К тому же у трамвая с автомобилем вовсе не одновременное право на движение, поскольку в основных секциях светофоров, расположенных перед ними, включены различные сигналы.

Вы правы.

На написание данного цикла статей натолкнула ситуация, складывающаяся на дорогах нашего города, общение с участниками дорожного движения - водителями со стажем, начинающими водителями, а так же с теми, кто водителем еще только желает стать.

Реалии нашего времени таковы, что выпускники (учащиеся) автошкол зачастую подменяют знание Правил Дорожного Движения заучиванием ответов на вопросы теста. Выучивание, а главное ОСОЗНАНИЕ текста Правил - тренировками на компьютере ПДД-онлайн. Для сдачи экзамена в ГИБДД этого достаточно, но для движения в условиях интенсивного городского потока явно не хватает. И всё потому, что на дороге картинок не бывает. Дорога не ставит отметок «сдал» или «не сдал». Не знание, не осознание Правил, приводит зачастую к Авариям с различными травмами, а порой и к смерти.

В своих статьях я попробую помочь начинающему водителю, учащемуся автошколы разобраться, как правильно проезжать тот или иной участок пути, и возможно, это поможет ему в его дальнейшей водительской жизни.

Часть первая. Вводная.

Двигаясь по дорогам страны в каждый конкретный момент времени, водитель проезжает тот или иной участок пути, со своими требованиями, со своими правилами проезда, расположения, скорости. Осознание того, где он (водитель) находится в данный момент (сейчас) позволяет применять (актуализировать) те или иные области (разделы) Правил Дорожного Движения, отодвигая остальные разделы на второй план – выводя их из области сознания. Cогласно ПДД РФ таких участков пути можно выделить несколько:
1. Автомагистрали (дороги для автомобилей) – вне зависимости от места их пролегания (населенный пункт, не населенный пункт);
2. Дороги вне населенных пунктов (не автомагистрали);
3. Дороги в населенном пункте;
4. Перекрестки – вне зависимости от их формы;
5. Выезды с прилегающих территорий;
6. Жилые зоны;
7. Стоянки, заправки (кроме жилых зон, дворов) – прилегающая территория.
В настоящем цикле я постараюсь разобрать все эти участки, рассказать их нюансы и требования.

ПЕРЕКРЕСТКИ

Начать хотелось бы именно с перекрестков, как с самых конфликтных мест. Мест, где траектории транспортных средств могут пересекаться или сливаться. Мест, где одновременное движение транспортных средств, приближающихся с разных сторон порой невозможно.

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Условно говоря перекресток – это особое место, которое относится к одной и второй дороге одновременно, и в тоже время является самостоятельной единицей пути.

Проезд таких участков прописан в специальном 13-ом разделе ПДД.

Сразу оговорюсь, правила проезда распространяются на все перекрестки, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от их формы, будь то Т-образные, У-образные, Х-образные, с организацией кругового движения и т.д.

Очень часто, в силу специфики своей профессии, мне доводится слышать фразы о том, что вот этот перекресток мы проезжали, а вот этот видим впервые. Следуя этой логике, представляете, какие я должен тогда испытывать трудности, доводящие до ступора, учитывая тот факт, что в 2012 году за мотосезон я побывал (проехал) 25 городов с перекрестками на которых был первый раз в жизни?

Поэтому еще раз оговорюсь, перекрестки вне зависимости от их формы и места расположения проезжаются исходя из требований ПДД, а не «по-привычке».

Регулируемые светофором перекрестки

Регулируемыми считаются перекрестки, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.

Таким образом нам нужно установить ФАКТ НАЛИЧИЯ РЕГУЛИРОВКИ. Ну или проще говоря светофор должен работать в режиме красный-желтый-зеленый или порядком, очередностью движения должен управлять регулировщик.

Если светофор отключен (не работает) или работает в режиме желтого мигающего сигнала, то светофорной регуляции НЕТ. Если сотрудник ДПС следит за соблюдением Правил Дорожного Движения водителями, при этом не занимаясь регулированием – это НЕ РЕГУЛИРОВЩИК.

Если порядком движения через перекресток управляет светофор или регулировщик, то знаки приоритета (что бы они не означали) НЕ РАБОТАЮТ. На регулируемых перекрестках НЕТ главной дороги и НЕТ второстепенной дороги. Нельзя по регулируемому перекрестку ехать на зеленый сигнал светофора по главной или второстепенной дороге.

Подъезжая к перекрестку водитель должен занять правильное расположение на проезжей части. Т.е. первое, что водитель должен искать своими глазами знак «Направление движения по полосам (-се)». Эти знаки (5.15.1 и 5.15.2) устанавливают на таком расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения. Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50-150 метров до места установки основных знаков.

Если знаков «Направление движения по полосам» не установлено, то водитель обязан заблаговременно занять соответствующее КРАЙНЕЕ положение на проезжей части (кроме выезда на перекрестки с круговым движением).

В Российских ПДД, к сожалению, не оговорено что такое «крайнее» положение, но учитывая, тот факт, что законодательство у нас ведется на русском языке можно обратиться к толковому словарю Ожегова С.И., где слово «крайний» трактуется как «предельный». Или лично мне симпатично определение данное в ПДД Республики Беларусь: Крайнее правое (левое) положение – положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенное для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении.

Таким образом, когда водитель автомобиля, ругается на велосипедиста (мотоциклиста, скутериста), вставшего между ним и поребриком, и мешающего ему повернуть направо – злиться необходимо в первую очередь на себя.

При нахождении крайнего положения я лично рекомендую следующее:

Для правого поворота – встать отступив примерно 50 см от правого края проезжей части (от правого поребрика). Это не позволит одноколейным транспортным средствам встать правее Вас и в тоже время при движении в повороте задние колеса не наскочат на бордюрный камень (они как бы «режут» угол – двигаются по меньшему радиусу).

Для левого поворота – встать либо чуть правее линии разметки отделяющей транспортные потоки противоположных направлений (если она нанесена). Либо чуть правее середины дороги (ПОМНИ нам принадлежит только ПРАВАЯ половина дороги. Половина – это РАВНАЯ часть чего-либо. Понятий меньшая или большая половина не существует). Если имеются трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью и не отделенные разметкой 1.2.1 (сплошная «краевая» линия разметки), то для левого поворота, разворота необходимо, не создавая помех трамваю, занять трамвайные пути попутного направления.

Для движения в прямом направлении можно использовать любое (правое или левое) положение (напоминаю: если отсутствуют знаки направление движения по полосам). Очень часто водители забывают про это двигаясь «прямо» располагают свой автомобиль «посередине», что приводит к образованию т.н. «елочек» - один посередине, сзади один направо, второй налево, снова посередине.

С положением разобрались, теперь собственно как же ехать.

Больше всего возможных траекторий движения на крестообразном или Х-образном перекрестках (четыре):

1. Траектория – прямо;

2. Траектория – направо;

3. Траектория – налево;

4. Обратное направление.

На остальных перекрестках Т-образных, У-образных, с организацией кругового движения возможных траекторий меньше.

Т-образные и У-образные:

1. Прямо-направо-обратное направление;

Круговое движение

1. Траектория движения «по кругу»;

2. Съезд с перекрестка (правый поворот).

Движение в обратном направлении на таких перекрестках возможно только проехав по кругу. Когда в городе Петрозаводск на площади Ленина со стороны улицы Энгельса водители осуществляют разворот минуя траекторию по кругу они должны быть готовы к применению санкций в виде лишения водительского удостоверения.

В зависимости от того по какой траектории мы движемся необходимо соблюдать те или иные правила.

Разберем движение на Основной (круглый) зеленый сигнал светофора. Еще раз уточню «Основной», движение на дополнительные секции коснемся позже.

Один момент, который необходимо осознавать: исправные светофоры работают в одном цикле. Если для движения по одной дороге горит основной разрешающий (зеленый) сигнал, то на второй дороге будет гореть основной запрещающий сигнал.

Итак для движения через перекресток могут быть следующие траектории:

1. Траектория движения прямо сложностей вызывать не должна. Согласно Правил, при движении прямо на основной разрешающий сигнал светофора водители никому дорогу уступать не должны. Но из любого правила есть исключения. В том числе и в данной ситуации. А именно при движении прямо мы обязаны уступить дорогу:

Транспорту завершающему маневр движения через перекресток. Если водитель въехал при разрешающем сигнале, он должен выехать в намеченном направлении (покинуть перекресток);

Приближающимся к перекрестку автомобилям с включенными синими проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом;

Трамваю, который находится в равных с Вами условиях движения. Часто трамвай попутного направления, совершающий правый поворот, из-за специфики пролегания трамвайных путей (посередине дороги) пересекает в своем движении траекторию движения безрельсового транспорта двигающегося в прямом направлении. Тоже касается и трамвая встречного направления двигающегося на левый поворот.

Случается ученик за рулем учебного автомобиля при движении прямо начинает смотреть направо и если оттуда кто-то начинает движение (на дополнительную секцию светофора) нередко прибегает к торможению, создавая аварийные ситуации и замедляя движение транспортного потока.

Еще раз, двигаясь прямо на основной разрешающий сигнал светофора, водитель обладает первоочередным правом на движение (см. исключения).

2. Правый поворот

При правостороннем движении правый поворот один из самых безопасных маневров, И все потому, что при правом повороте нет пересекающихся с другими транспортными средствами траекторий (в худшем случае только слияние траекторий движения).

Но и здесь имеются нюансы.

Одним из которых являются пешеходы, переходящие проезжую часть на которую мы въезжаем, т.к. им в такой ситуации так же может гореть разрешающий сигнал.

В такой ситуации действует требование правил «УСТУПИТЬ ДОРОГУ пешеходам» (не создать помех) – водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять маневр если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. Таким образом, если водитель не вынуждает пешехода изменять направление или скорость – движение разрешено. Если разъехаться не создав помеху пешеходу невозможно – водитель должен остановиться (снизить скорость).

Остановившись уступая дорогу пешеходам водителю не стоит особо волноваться о сигналах светофора, т.к. если светофор переключится, а автомобиль еще находится на перекрестке, то у водителя есть право покинуть (завершить движение) перекресток в намеченном направлении. Но в то же время не лишним посматривать на светофор. Некоторые пешеходные светофоры работают в ином режиме нежели транспортные, и переключаются на запрещающий сигнал раньше. Часто снабжены таймерами, что позволяет водителю заранее подготовиться для движения.

Вторым нюансом при правом повороте является слияние траекторий с транспортными средствами двигающимися со встречного направления и выполняющими левый поворот. В указанной ситуации водитель, выполняющий правый поворот пользуется преимуществом в движении.

Третьим моментом на который следует обратить внимание является траектория движения. При выполнении правого поворота следует учитывать два момента:

Вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления.

Что впрочем при правильном выборе скорости движения достаточно легко соблюдать. Если скорость выбрана не верно, то необходимо учитывать тот факт, что правый поворот (при правостороннем движении) всегда малого радиуса. Чем меньше радиус поворота и выше скорость движения, тем центробежная сила больше воздействует на автомобиль.

Вести транспортное средство необходимо по возможности ближе к правому краю проезжей части. Ну или как чаще всего говорят: «из крайнего правого в крайнее правое».

Подводя итог вышесказанному, при правом повороте тек же не должно возникать трудностей. Ведем автомобиль из крайнего правого в крайнее правое и уступаем дорогу пешеходам.

3. Левый поворот

Достаточно опасный маневр, вызывающий у учеников, а порой и у начинающих водителей некоторые трудности. Хотя при соблюдении определенных правил все достаточно легко и просто.

Во-первых, необходимо определить кого мы должны пропускать, кому должны уступать дорогу. И тут необходимо вспомнить уже разобранные нами траектории движения 1.(прямо) и 2. (правый поворот), именно по ним может двигаться транспорт, приближающийся со встречного направления (а там тоже горит разрешающий сигнал светофора) с которыми при левом повороте могут возникнуть пересечение или слияние траекторий движения. Поскольку выше уже говорилось, что они дорогу не уступают, значит уступить должен тот, кто совершает левый поворот. При этом еще необходимо помнить и про пешеходов, которым также необходимо дорогу уступить.

Во-вторых, в настоящий момент разъезд со встречными транспортными средствами, так же выполняющими левый поворот, чаще всего происходит правыми «бортами», что обеспечивает большую пропускную способность перекрестка, но при этом негативно сказывается на безопасности движения, т.к. остановившиеся по середине перекрестка машины (особенно крупногабаритные), закрывают друг другу видимость автомобилей приближающихся и двигающихся прямо.

Чтобы не стать участником ДТП при левом повороте на перекрестках можно следовать следующим правилам.

1. При разрешающем сигнале светофора, уступив дорогу транспорту заканчивающему маневр, начинаем движение. Двигаемся при этом не далее центра перекрестка. Чуть не доехав до центра останавливаемся, с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам. Стараться при этом разместить свой автомобиль под углом к осевой линии дороги. Сразу оговорюсь, что соблюсти угол не всегда возможно, и чем уже дороги, которыми организован перекресток, тем это менее выполнимо. Чем шире, тем угол может быть большим. Хорошо выполнять левый поворот на дорогах с широкой разделительной полосой (например Октябрьский проспект). Достаточно просто вести свой автомобиль по изгибу (закруглению) этой самой разделительной полосы.

Или еще один вариант построения траектории движения – мысленно провести диагональ из левого «верхнего» угла перекрестка в правый «нижний» и вести свой автомобиль не пересекая данной диагонали. Но опять же, не забыв не доезжая до центра, остановиться с целью пропустить встречные транспортные средства.

Что в одном, что во втором случае, остановка в центре перекрестка фиксируется с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо, т.е. если встречного транспорта нет, и мы не создаем помех для движения пешеходов, то можно проследовать безостановочно.

2. В момент когда мы остановились необходимо смотреть (обращать внимание) в сторону наибольшей опасности, которой в данной ситуации является встречное направление. Попутно необходимо контролировать сигналы светофора. Это преследует следующие цели:

Во встречном транспортном потоке может образоваться «разрыв», позволяющий не создавая помех закончить маневр;

Светофор начнет переключаться, встречный поток начнет останавливаться и появится возможность закончить маневр.

Важно! Заканчивая маневр, даже уже на переключившийся сигнал светофора НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ из своего внимания встречное направление. Не редки случаи ДТП с так называемыми «доезжающими» водителями.

3. Еще один момент который необходимо учитывать. При левом повороте действует требование вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления. Учитывая это требование, при наличии нескольких полос движения в попутном направлении на дороге на которую мы повернули, закончить левый поворот можно в любую полосу.

Если левый поворот одновременно совершается из нескольких полос, а такое возможно благодаря знакам «Направление движения по полосам» (или разметке), то целесообразнее вести автомобиль «из полосы в полосу». Из какой начали в ту и закончили. Начали из крайней левой в крайнюю левую и закончили. Начали со средней – в среднюю же и закончили. Это необходимо для того, чтобы не стать участником ДТП. При движении по криволинейной траектории, которой является левый поворот зеркала автомобиля будут отражать несколько иной сектор нежели нам необходимо видеть.

4. Разворот

Вообще траектория движения при развороте на перекрестке (Разворот – изменение направления движения на противоположное) не оговорена, т.е. можно разворачиваться как «по малому», так и «по большому» радиусу, но опять же учитывая ряд моментов.

Перед разворотом занимаем ТОЛЬКО крайнее левое положение. Если левый поворот при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2 (разрешающих выполнять из нескольких полос) – разрешен из любой полосы, то разворот - только из крайней левой (крайнее левое положение).

При развороте водитель обязан уступить дорогу (не создать помех) встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо.

Таким образом требования к развороту чем-то схожи с требованиями к левому повороту, за небольшими исключениями (пути движения пешеходов не пересекаем).

Заторы

Важным моментом при проезде перекрестка является запрет на выезд на пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Если вы видите, что выехав на перекресток, вы не сможете закончить маневр по причине затора – НЕ ВЫЕЗЖАЙТЕ на него. Достаточно просто понять, и в этом помогают таймеры установленные на светофорах, цикл работы светофора (в среднем примерно) 30 – 40 секунд. Самый «долгий светофор в Петрозаводске работает 72 сек, самый «быстрый» - 20 сек. То есть, простояв всего 30 – 40 секунд, не выезжая на перекресток, Вы позволите двигаться в поперечном направлении, чем разгрузите пересекаемую дорогу.

Итак, перед нами равнозначный перекресток, правила его проезда, казалось бы, предельно просты: «13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

На Рис. 1 мы видим, что помеха справа у синего автомобиля, а белый автомобиль с включенными указателями поворота имеет преимущество. Но водитель белого автомобиля намерен выполнить разворот, поэтому, следуя правилам, он выезжает на перекресток. А вот на Рис. 2 помеха справа уже у белого автомобиля. Значит, водитель синего автомобиля первым проезжает перекресток, а вторым заканчивает маневр водитель белого. Таким образом, «помеха справа» может перемещаться, все зависит от того, какие маневры выполняют водители на перекрестке.

Еще одна ситуация, возможная на равнозначном перекрестке, но более сложная - с тремя участниками. Водители синего и черного автомобилей намерены продолжить движение в прямом направлении, а водитель белого хочет повернуть налево.

Если рассматривать положение автомобилей на Рис. 3 перед проездом перекрестка, то мы видим, что у синего и черного автомобилей есть помеха справа. Но, в свою очередь, белый автомобиль, выполняющий поворот налево, обязан уступить дорогу синему.

«13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо».
Разъехаться этим трем транспортным средствам по правилам можно только следующим образом (Рис. 4 ). Водитель белого автомобиля должен выехать на центр перекрестка и остановиться, в результате у водителя черного автомобиля устраняется помеха справа, и он проезжает перекресток. Теперь наступает очередь синего автомобиля, который выполняет проезд перекрестка в прямом направлении. Наконец, последним завершает свой маневр - поворот налево - водитель белого авто.

Что ж, теперь переместимся на регулируемый перекресток, по поводу которого ведутся постоянные споры и высказываются различные мнения, от «оба должны уступать другу другу» до «таких перекрестков не бывает».

Итак, ситуация следующая. На Рис. 5 на регулируемом перекрестке оказались два автомобиля: синий намерен выполнить поворот направо, а белый хочет развернуться. Зачастую на таких перекрестках водители с обоих направлений начинают двигаться одновременно - кто первый проедет, либо водители, идущие на разворот, вынуждены останавливаться в центре перекрестка и ждать, пока не проедут все ТС, поворачивающие направо. Такая безграмотность наших водителей очень огорчает. А ведь этот вопрос даже внесен в экзаменационные билеты. Существует правило, четко регулирующее подобную ситуацию.

«13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».
Значит, на таком перекрестке преимущество имеет водитель белого автомобиля, движущийся на основной зеленый сигнал светофора, ну а водитель синего обязан уступить дорогу, так как едет в направлении стрелки, включенной одновременно с красным, запрещающим сигналом (Рис. 6 ).

Обратимся теперь к нерегулируемому перекрестку, на котором организовано круговое движение. Наши водители зачастую проезжают их, игнорируя правила, а ведь «круг» - очень удобный способ организации дорожного движения, существующий для уменьшения вероятности заторов и лучшей пропускной способности дороги.

Проведем небольшой ликбез. У нас в стране есть два вида перекрестков с круговым движением - равнозначные и неравнозначные. На въезде на равнозначный перекресток мы видим предписывающий знак 4.3 «Круговое движение». Значит, на таком перекрестке действует правило «помеха справа».

«13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

На Рис. 7 мы видим, что преимущество имеет водитель зеленого автомобиля, намеревающийся въехать на перекресток, водитель красного при этом должен уступить дорогу. Продолжив движение по кругу, оба они обязаны уступить дорогу водителю синего автомобиля, въезжающего на перекресток.

При въезде на неравнозначный перекресток с круговым движением, кроме знака 4.3 «Круговое движение», мы увидим знак 2.4 «Уступите дорогу», значит, наша дорога - второстепенная, а главной дорогой является круг. В этом случае мы должны руководствоваться правилом проезда неравнозначных перекрестков.

«13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения».
Таким образом, на данном перекрестке преимущество имеет водитель зеленого автомобиля, движущегося по кругу, по главной дороге, водитель красного, собирающийся въехать на круг, находится на второстепенной дороге, а значит, должен уступить (Рис. 8 ).

Желтый свет - проезда нет?

Достаточно часто у начинающих, неопытных водителей возникает вопрос по поводу желтого сигнала светофора. В ПДД отмечается:

«6.2. Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов; 6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение».
Получается, что желтый сигнал светофора является самым неоднозначным, коварным сигналом, ведь водитель должен за несколько секунд принять решение - проезжать или тормозить . На выбор решения будет влиять ряд факторов - величина перекрестка, его загруженность, поведение других водителей. К сожалению, не на всех светофорах присутствует зеленый мигающий сигнал и желтый может загореться неожиданно. Если перекресток большой, автомобилей на нем много, а водитель находится на значительном расстоянии от перекрестка, конечно, лучше заранее начать торможение. Следует помнить о таком понятии, как «тормозной путь автомобиля», при движении со скоростью 60 км/ч он равен приблизительно 58 м. Следовательно, если водитель авто, движущегося со скоростью 60 км/ч, находится на большем расстоянии от перекрестка, то ему следует начать выполнять плавное, рабочее торможение. Таким образом, даже начинающий водитель не окажется в неприятной ситуации.

Lastphotos.ru

Как быть с трамваем?

Зачастую у водителей возникают проблемы на дорогах с трамвайными путями посередине. Есть правила, четко регулирующие такие ситуации. Итак, у нас дорога, посередине которой проходят трамвайные пути, причем расположенные на одном уровне с проезжей частью (а не отделены от нее бордюрным камнем или иным способом на полотне). Трамвайные пути попутного направления «превращаются» в третью, дополнительную полосу, и такие маневры, как поворот налево и разворот на перекрестке, должны выполняться именно с них. Таким образом, улучшается пропускная способность дороги.

«8.5. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.8 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».
Некоторая часть наших водителей правила этого не помнит и, поворачивая налево из левого ряда, создает помехи водителям, намеревающимся пересечь перекресток в прямом направлении. Но давайте не будем забывать о второй части пункта 8.5 - «если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.8 не предписан иной порядок движения». В этой ситуации выезд на трамвайные пути для выполнения маневра будет являться нарушением правил. И конечно, не надо забывать о заключительной части пункта 8.5: при этом не должно создаваться помех трамваю. Вот об этом наши водители почти никогда не помнят.

Всем удачи на дорогах и отличного новогоднего настроения!

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26 , если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча