02.07.2019

Основные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Управление рисками чрезвычайных ситуаций Общая классификация чрезвычайных ситуаций


В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного

Риск чрезвычайной ситуации

потенциальная возможность случайной реализации природной, техногенной и других опасностей, негативные последствия которых превосходят некоторые пределы, зависящие от масштабов последствий (локальная, местная, региональная, территориальная, федеральная).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Риск чрезвычайной ситуации" в других словарях:

    риск чрезвычайной ситуации - 3.27 риск чрезвычайной ситуации: Сочетание вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий. Источник …

    - (риск ЧС) вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02 94.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (по ГОСТ Р 22.0.02). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    риск возникновения чрезвычайной ситуации - риск ЧС Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. [ГОСТ Р 22.0.03 95] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины безопасность в чрезвычайных… …

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0.02 94 EdwART. Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    риск потери Мi (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность потери Мi в железнодорожной чрезвычайной ситуации от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате перехода движения поезда в опасное состояние за расчетное время. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных… … Справочник технического переводчика

    риск экономического ущерба Ni (в железнодорожной чрезвычайной ситуации) - Возможность экономического ущерба Ni от потерь в железнодорожной чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р 22.2.08 96] Тематики безопасность в чрезвычайных ситуациях Обобщающие термины риски потерь … Справочник технического переводчика

    РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. ГОСТ Р 22.0.02 94 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Риск возникновения чрезвычайной ситуации - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Утвержден и введен в действиеПриказом Федеральногоагентства по техническомурегулированию и метрологииот 29 июня 2016 года № 726-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

ОЦЕНКА РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙПРИ РАЗРАБОТКЕ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКИВАЖНОГО ОБЪЕКТА И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Safety in emergencies. Emergency risk management.

Emergency risk assessment for safety passportof a critical facility or hazardous facilityГОСТ Р 22.2.06-2016

Дата введения

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 726-ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке паспорта безопасности критически важного объекта и паспорта безопасности потенциально опасного объекта.

1.2. Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

Федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Владельцами критически важных объектов и/или потенциально опасных объектов;

Научно-исследовательскими, проектными и другими организациями всех форм собственности, осуществляющими разработку паспортов безопасности критически важных объектов и/или потенциально опасных объектов.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55059, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Критически важный объект, КВО: Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Глава I, статья 1

3.2. Потенциально опасный объект, ПОО: Объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Глава I, статья 1

3.3. Чрезвычайная ситуация, ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Глава I, статья 1

3.4. Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов: Участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Глава I, статья 1

3.5 Риск чрезвычайной ситуации: Мера опасности чрезвычайной ситуации, сочетающая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствия.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 2]

3.6. Источник риска чрезвычайной ситуации: Объекты или деятельность, которые отдельно или в сочетании обладают возможностью вызвать повышение риска чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 9]

3.7. Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации: Численное значение риска чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 10]

3.8. Индивидуальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год отдельного человека в результате воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 11]

3.9. Коллективный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как математическое ожидание числа погибших в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации на рассматриваемой территории за год.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 12]

3.10. Потенциальный территориальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность возникновения за год на рассматриваемой территории всей совокупности поражающих факторов источников возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели людей и причинению материального ущерба.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 13]

3.11. Допустимый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, который допустим и обоснован для социально-экономического развития рассматриваемой территории.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 16]

3.12. Анализ риска в чрезвычайной ситуации: Процесс использования информации для определения источников риска чрезвычайной ситуации, вероятности возникновения и последствий чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 17]

3.13. Материальный ущерб от чрезвычайной ситуации: Величина вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, выражаемая в натуральных или стоимостных единицах.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 5]

3.14. Идентификация опасности чрезвычайной ситуации: Процесс выявления, распознавания и качественного описания опасности чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 7]

3.15. Опасность чрезвычайной ситуации: Свойство источника чрезвычайной ситуации, заключающееся в возможности причинять при возникновении чрезвычайной ситуации материальный ущерб.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 6]

3.16. Зона действия поражающего фактора источника чрезвычайной ситуации: Территория, на которой после возникновения источника чрезвычайной ситуации образуется поражающий фактор источника возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели и/или ранению людей и/или причинению материального ущерба.

3.17. Фоновый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, характеризующий среднестатистические показатели возникновения чрезвычайной ситуации для определенного типа объектов или для определенной территории за период времени не менее десяти лет.

3.18. Фоновый риск гибели людей в чрезвычайной ситуации: Риск гибели людей в чрезвычайной ситуации, характеризующий среднестатистические показатели гибели людей в чрезвычайной ситуации для определенного типа объектов или для определенной территории за период времени не менее 10 лет.

4. Основные положения

4.1. Основная цель оценки риска ЧС - определение количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте и потенциально опасном объекте для организации процесса менеджмента риска.

4.2. Оценку риска ЧС следует осуществлять в паспорте безопасности:

Критически важного объекта, одновременно являющегося потенциально опасным объектом;

Критически важного объекта, не являющегося одновременно потенциально опасным объектом, но попадающим в зону действия поражающих факторов источников природной чрезвычайной ситуации и поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации от рядом расположенных потенциально опасных объектов;

Потенциально опасного объекта.

Планирование и организация выполнения работ;

Сбор сведений;

Идентификацию опасности ЧС;

Оценку риска ЧС на КВО и/или ПОО;

Определение наиболее опасных (с учетом последствий ЧС) и наиболее вероятных сценариев ее возникновения и развития, установление степени опасности ЧС на КВО и/или ПОО;

Разработку (корректирование) мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО от ЧС.

4.3.1. При планировании и организации выполнения работ рекомендуется:

Сформировать рабочую группу для проведения анализа опасностей и оценки риска ЧС, оценить сроки и трудоемкость работ;

Дать общее описание КВО и/или ПОО и провести анализ требований нормативных и правовых документов в области оценки риска ЧС применительно к рассматриваемому объекту;

Определить используемые методы оценки риска ЧС;

Определить факторы, влияющие на показатели риска, степень их детальности и ограничения, определить основные показатели риска;

Проанализировать значения фоновых рисков ЧС, выбрать и/или определить соответствующие значения допустимого риска ЧС и/или иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации КВО и/или ПОО.

4.3.2. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого КВО и/или ПОО рекомендуется собрать сведения:

По идентификации объекта как опасного производственного объекта ;

По статистике ЧС на данном и/или аналогичных объектах или связанных с аналогичными обращающимися опасными веществами (материалами);- о характеристиках территории расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных опасностях, характерных для рассматриваемой территории);

О характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, технологий, используемых на объекте;

О проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

4.3.3. На этапе идентификации опасности ЧС рекомендуется:

Определить источники возникновения возможных ЧС, связанных с разрушением технических устройств, зданий и сооружений на объекте, неконтролируемыми выбросами и/или взрывами опасных веществ;

Рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов источников ЧС;

Выделить характерные причины возникновения источников ЧС на объекте;

Определить основные (типовые) сценарии возникновения источников ЧС.

Вероятности возникновения и развития ЧС;

Последствий возможных ЧС;

Опасности ЧС и связанной с ней угрозы в значениях показателей риска.

4.3.5. На этапе установления степени опасности ЧС на КВО и/или ПОО определяется наиболее опасный и наиболее вероятный сценарий возникновения и развития ЧС и проводится сравнение значений полученных оценок риска ЧС:

С фоновым риском ЧС для данного типа КВО и/или ПОО или аналогичных объектов, с фоновым риском гибели людей в ЧС природного и техногенного характера;

С допустимым риском ЧС и/или уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска ЧС.

4.3.6. На этапе разработки мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО от ЧС рекомендуется в качестве первоочередных планировать и разрабатывать:

Обоснованные мероприятия по снижению риска ЧС для объекта;

Способы предупреждения возникновения возможных ЧС на объекте.

4.4. Выбор мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО имеет следующие приоритеты:

А) меры, снижающие вероятность возникновения ЧС, включающие:

Уменьшение вероятности возникновения аварии;

Уменьшение вероятности перерастания аварии в ЧС;

Б) меры, уменьшающие последствия возможных ЧС, включающие:

Уменьшение вероятности ЧС, развивающихся по эффекту «домино», когда последствия какой-либо ЧС становятся непосредственной причиной ЧС на соседних составных частях объекта;

Уменьшение вероятности нахождения групп людей в зонах действия поражающих факторов ЧС;

Ограничение возможности возрастания масштаба и интенсивности воздействия поражающих факторов ЧС;

Уменьшение вероятности развития ЧС по наиболее опасным сценариям возможной ЧС;

Увеличение требуемого уровня надежности системы противоаварийной защиты, средств активной и пассивной защиты от воздействия поражающих факторов ЧС;

Обеспечение готовности организации, эксплуатирующей объект, к локализации и ликвидации последствий ЧС;

Планирование и проведение эвакуации (временного отселения) персонала объекта (населения).

4.5. Оценка последствий и ущерба от возможных ЧС включает описание и определение размеров возможных воздействий на людей, имущество и/или окружающую среду поражающих факторов источников ЧС. При этом оценивают физические эффекты аварий (разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ); уточняют объекты, которые могут подвергнуться воздействиям поражающих факторов источников ЧС; используют соответствующие модели аварийных процессов совместно с критериями поражения человека и групп людей, а также критерии разрушения технических устройств, зданий и сооружений.

4.6. Исходные данные, сделанные допущения и предположения, результаты оценки риска ЧС в паспорте безопасности на КВО и/или ПОО должны быть обоснованы и документально зафиксированы в объеме, достаточном для того, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть повторены и проверены в ходе независимого аудита.

5. Расчет количественного значения риска чрезвычайных ситуаций

5.2. Показатели индивидуального риска ЧС (Rинд) и коллективного риска ЧС (Rкол) рекомендуется представлять в виде значений вероятности гибели человека и ожидаемого количества погибших из числа выбранной группы лиц в течение определенного времени.

5.3. Распределение потенциального территориального риска ЧС (Rпот) рекомендуется представлять на ситуационном плане объекта в виде изолиний, показывающих распределение значений риска гибели людей от характера ЧС по территории КВО и/или ПОО.

Где - значение коллективного риска природных ЧС в год на рассматриваемой территории;

Значение коллективного риска техногенных ЧС в год на рассматриваемой территории.

5.4.1. Значение коллективного риска природных ЧС, рекомендуется определять по формуле:

Где M(x) - математическое ожидание числа погибших в результате природных ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Xi, - численность погибших в определенном виде природной ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Mi, - число природных ЧС определенного вида на рассматриваемой территории за определенный период времени;

I - порядковый номер определенного вида природной ЧС;

M - общее число природных ЧС, произошедших на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Полученный результат необходимо разделить на определенный период времени. В целях более качественного определения значения коллективного риска природных ЧС на рассматриваемой территории рекомендуется рассматривать период времени не менее 10 лет.

5.4.2. Значение коллективного риска техногенных ЧС рекомендуется определять по формуле

Где M(x) - математическое ожидание числа погибших в результате техногенных ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Xi, - численность погибших в определенном виде техногенной ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Mi, - число техногенных ЧС определенного вида на рассматриваемой территории за определенный период времени;

I - порядковый номер определенного вида техногенной ЧС;

M - общее число техногенных ЧС, произошедших на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Полученный результат необходимо разделить на определенный период времени. В целях более качественного определения значения коллективного риска техногенных ЧС на рассматриваемой территории рекомендуется рассматривать период времени не менее 10 лет.

Где Rкол - коллективный риск, определяемый по формуле (1);

N - численность персонала на рассматриваемом объекте.

5.6. Значение потенциального территориального риска ЧС рекомендуется определять по формуле:

Где P(A) - вероятность возникновения ЧС с уровнем, который может привести к гибели людей и/или причинению материального ущерба;

M - число ЧС с погибшими и/или материальным ущербом на рассматриваемой территории;

N - число ЧС, произошедших на рассматриваемой территории.

5.7. При определении количественных показателей риска чрезвычайной ситуации принимаются во внимание только аварии, которые могут привести к ЧС.

5.8. Вероятности реализации сценариев развития аварий определяют по статистическим данным и/или на основе методик, изложенных в нормативных документах.

5.9. Определение (расчет) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов источников ЧС как на КВО и/или ПОО, так и за его пределами, а также определение вероятности возникновения ЧС в определенной точке селитебной зоны (x, y) в результате возникновения ЧС с уровнем, который может привести к гибели и/или ранению людей и/или причинению материального ущерба следует проводить по методикам, изложенным в нормативных документах.

БИБЛИОГРАФИЯ

Федеральный закон

От 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Примечание. РД 03-260-99 утратил силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора России от 10.05.2001 № 16. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов».

Одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий является анализ риска ЧС, выявление основных влияющих факторов и количественная оценка их вклада в интегральный риск.

Суть анализа риска состоит в построении всевозможных (не противоречащих законам природы) сценариев возникновения и развития аварий и обусловленных ими ЧС, а также в оценке частот и масштабов реализации каждого из построенных сценариев на конкретном объекте. Использование метода предполагает построение показателей с помощью математических моделей (компьютерных кодов) и репрезентативных статистических данных.

Фактически любые объекты техногенной сферы (оборудование, автомобили, электростанции, шахты, мосты, здания и т.д.) опасны для населения, потому что их масс-энергетические характеристики превышают подобные данные человека и могут подавлять его жизнедеятельность при отказах, авариях, пожарах или катаклизмах, включая климатические и географические возмущения.

Под обобщенной оценкой риска ЧС понимается выявление и идентификация опасностей различного происхождения, их количественных и качественных характеристик с целью защиты населения от них, сокращения материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

Наряду с численным, бальным и другими приемами оценки опасностей, наиболее распространенным является риск – частота реализации опасности.

Риск – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период или в определенных обстоятельствах. Может быть выражен как частотой (количеством определенных происшествий в единицу времени), так и вероятностью (вероятностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием) в зависимости от обстоятельств.

Для оценки риска используют различные формулы,выбор которых зависит от имеющейся информации. Когда последствия неизвестны, то под риском (R)понимают вероятность (P) наступления определенного сочетания нежелательных событий:

Риск связанный с техникой, обычно оценивают по формуле включающей вероятность чрезвычайного происшествия (Р) и величину риска (ущерба) U

При проведении анализа опасностей и риска необходимо использовать нормативные и методические материалы.

Оценка риска аварии и ЧС включает:

¨ определение возможных последствий аварий и ЧС с учетом их вероятности;

¨ определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий (ЧС);

¨ оценку возможного числа пострадавших с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии (ЧС);


¨ оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицом в случае аварии (ЧС).

Различают индивидуальный и социальный (групповой) риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный – это риск для группы людей, характеризующий зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей.

Исследование риска для населения и территорий от ЧС основано на использовании различных концепций, методов и методик.

В рамках технической концепции после идентификации опасностей (выявление принципиально возможных рисков) необходимо оценить их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Для этого используют методы оценки риска, которые в общем случае делятся на феноменологический, детерминистский и вероятностный. Рассмотрим области их применения.

Феноменологический метод : базируется на определении возможности протекания аварийных процессов исходя изрезультатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы..

Этот метод наиболее прост в применении, но дает надежные результаты, если рабочие состояния и процессы таковы, что можно с достаточным запасом определить состояние компонентов рассматриваемой системы, и ненадежен вблизи границ резкого изменения состояния веществ и систем. Феноменологический метод предпочтителен при сравнении запасов безопасности различных типов потенциально опасных объектов, но малопригоден для анализа разветвленных аварийных процессов, развитие которых зависит от ненадежности тех или иных частей объекта или (и) его средств защиты. Феноменологический метод реализуется на базе фундаментальных закономерностей, которые в последние годы объединяют в рамках новой научной дисциплины – физики, химии и механике катастроф.

Детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы.

Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчетов. Детерминистский подход обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, так как дает возможность выявить основные факторы, определяющие ход процесса. В ядерной энергетике этот подход долгое время являлся основным при определении степени безопасности реакторов.

Вероятностный метод анализа риска предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов оборудования, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварий. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминистскими схемами расчета. Комплексное использование различных видов и методов прогноза позволяет дать обоснованную оценку природного и техногенного риска.

Одной из приоритетных целей обеспечения безопасности населения среди многих, реализующих стратегическую цель, является достижение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и минимального уровня социально-экономического ущерба от них.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута, как несоответствующая законам современной техносферы (т.к. в действующих системах невозможно обеспечить нулевую безопасность). Используется же концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которой приемлет общество в данный период времени, в зависимости от его социально-экономического уровня развития.

Кроме того, неутешительная статистика людских и материальных потерь от пожаров, взрывов и других опасных ситуаций на промышленно-технических объектах показывает, что при любых усилиях общества и государства добиться нулевой вероятности возникновения этих ситуаций практически невозможно. Поэтому общую безопасность промышленных объектов целесообразно рассматривать как защищенность от чрезмерных угроз, приемлемый уровень которой должен определяться законодательно на основе социальной и экономической приемлемости допустимого уровня риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис 1.

Рис. 1. Определение допустимого риска

При увеличении затрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым 10 -8 в год.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, на обучение персонала, а также экономические мероприятия (страхование, платежи за риск, компенсация ущерба).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

В различных министерствах и ведомствах самостоятельно устанавливаются уровни риска и приемлемые уровни безопасности. Например, в пожарной системе страны существует система категорирования помещений, зданий, объектов, которая четко и однозначно определяет степень их пожарной и взрывоопасности в зависимости от находящихся там веществ, материалов, оборудования. Требованиями пожарной безопасности предусмотрено, что допустимый уровень пожарной опасности для каждого человека должен быть не более 10 -6 в год, хотя реальные потери людей на два порядка превышают этот уровень.

Исходя из изложенного выше, для каждого уязвимого потенциального и потенциально опасного объекта следует установить конкретные приемлемые уровни безопасности по различным видам угроз и в соответствии с ними создать системы интегральной безопасности объектов, обращая особое внимание на защищенность высокорисковых объектов.

Установление приемлемых уровней безопасности объекта должно осуществляться по результатам оценки степени уязвимости объекта и степени его опасности, которая заключается в определении возможных зон поражения при различных опасных ситуациях, людских и материальных потерь, и может быть проведена в соответствии с действующими в отрасли методиками.

Обеспечение приемлемых уровней безопасности объектов требует проведения целого комплекса мероприятий, в том числе модернизации и замены устаревшего производственного оборудования, улучшения оснащенности объектов средствами безопасности и повышения их качества, повышения ответственности конструкторов, строителей и персонала объектов за соблюдение требований безопасности, улучшения надзорно-профилактической деятельности в области безопасности.

В этом комплексе мероприятий ключевое место занимает автоматизация систем безопасности объектов.

В автоматическом режиме в системах безопасности объектов работают охранная и пожарная сигнализация, система локализации и подавления взрывов, установки пожаротушения, системы противодымной защиты и другие системы и средства.

У любой ЧС есть причины. Причины, приводя­щие к аварии или катастрофе, никогда не возни­кают мгновенно. Многие события, которые мы потом характеризуем как ЧС, "готовятся" годами, десятками, а может быть и сотнями, и тысячами лет. Это тот этап, который сейчас интенсивно изучается с целью построить теорию прогноза таких явлений. В большей части этот этап продолжает оставаться для нас практически не обнаруживаемым.

Второй этап связан с развитием самой ЧС от момента ее возникновения до момента окончания. Этот этап может продолжаться минуты, часы, су­тки и даже долгие годы как, например, Черно­быльская катастрофа.

Наконец, третий этап, это когда уже все случи­лось и надо заниматься ликвидацией последствий ЧС. Соответственно этому построена современная классификация ЧС, принятая в России .

По генезису ЧС можно провести классификацию связанных с ними основных рисков. Один из возможных подходов выглядит следующим образом:

1. Геофизические или геолого-геоморфологические ЧС, среди которых в частности, выделяются землетрясения, извержения вулканов, цунами, сели, оползни, обвалы. С такими явлениями связывают обычно геофизический риск.

2. Гидрологические ЧС, включают в частности, речные наводнения, быстрые затопления

морских побережий, медленные, но масштабные колебания уровня озер, внутренних

морей, перемещения русел рек. С этими ЧС связан гидрологический риск.

3. Биологические ЧС - появление в большом количестве различного рода вредителей

(например, саранчи), эпидемии среди людей и других живых организмов. Сюда же следует

отнести сокращение биоразнообразия на планете Земля. Здесь имеется в виду

биологический риск.

4. Климатические ЧС, в том числе засухи, тропические циклоны (штормы, торнадо), пылевые бури, сильные холода или жара, причем особое внимание привлекают антропогенные воздействия на глобальный климат, а также на слой озона. В этих случаях говорят о климатическом риске.

5. Антропогенные аварии и катастрофы различного масштаба - техногенные ЧС, среди которых доминируют загрязнения природной среды (чаще всего - нефтепродуктами). Сюда же следует отнести обезлесивание местности, опустынивание, эрозию и засоление почв (вследствие гидромелиорации земель), пожары, формирование существенно неблагоприятной опасной обстановки, обусловленной различного рода техногенными сооружениями - плотины, дамбы, каналы, водохранилища и др. В этом случае чаще всего говорят об антропогенном риске, хотя не будет ошибкой назвать его экологическим риском. Впрочем, это не принципиально, хотя важно для систем управления в плане разделения ответственности. Для органов власти необходимо знать, кто за что отвечает.

Очевидно, что четкого разграничения отдельных разновидностей риска иногда провести невозможно, так как возникшие ЧС имеют смешанное происхождение. Например, цунами - это одновременно и геологическое (по происхождению) и гидрологическое (по последствиям) явление. С другой стороны, пожары чаще всего имеют не природное, а антропогенное или смешанное происхождение.

2. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы

1. Классификация рисков для целей управления.

Для анализа и последующего управления рисками ЧС необходимо определить, по каким видам (ти­пам) риска этот анализ надо проводить. В общем случае разработать такую классификацию весьма непросто по той причине, что природных и техно­генных катастроф (аварий) чрезвычайно много. Поэтому целесообразно предложить более упро­щенные варианты такой классификации. Напри­мер, это может выглядеть так .

.1. Типы рисков по объектам исследования:

Человек;

Общество;

Окружающая среда.

2 . Типы рисков по видам воздействия:

Химические;

Радиационные;

Биологические;

Пожаровзрывоопасные;

Транспортные;

Стихийные бедствия и т. п.

3 . Типы рисков по виду рассматриваемых пара­
метров ущерба
:

Риск материального ущерба;

Риск ущерба окружающей среде;

Интегральный риск.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча