18.10.2019

Обеспечение охраны труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ. II. Характерные особенности работы на железнодорожном транспорте Железнодорожный транспорт и метрополитен


Статья 22. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  • 1. На железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением государственного надзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляются ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  • 3. Государственный контроль (надзор) за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические учреждения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта входят в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта

1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • 2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.
  • 3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

4. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Порядок проведения технического обучения и повышения квалификации указанных работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ. Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

6. Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования

1. Для работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды.

Знаки различия и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств соответствующих работодателей.

Обеспечение безопасности при производстве работ

Инструкция устанавливает порядок производства работ, обеспечивающий безопасность движения поездов при техническом обслуживании, ремонте устранении неисправностей устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

При реконструкции, модернизации и новом строительстве устройств СЦБ, когда требования инструкции не отражают всех вопросов безопасности движения, должна разрабатываться местная инструкция, регламентирующая порядок организации движения поездов в период этих работ, утверждаемая: для станций сортировочных и пассажирских, а также крупных грузовых и участковых.

Требования инструкции обязательны для работников движения, сигнализации и связи, пути и других работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием и контролем действия устройств СЦБ, пользованием ими, их строительством и реконструкцией.

Перед допуском к самостоятельной работе они должны быть испытаны.

Устройства СЦБ должны содержаться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ и Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей устройств СЦБ должны выполняться с соблюдением требований инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, инструкции и в соответствии с утвержденными технологическими процессами и техническими указаниями по обслуживанию и ремонту. Техническое обслуживание и ремонт сооружений и устройств должны производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов.

Выполнение плановых работ, связанных с прекращением действия устройств, должно производиться, как правило, в технологические "окна", предусмотренные в графике движения. При отсутствии таких "окон" должно предоставляться регламентированное время порядком, установленным начальником дороги. В необходимых случаях нормальное пользование устройствами СЦБ прекращается путем их временного выключения в соответствии с установленным порядком. Плановые работы, вызывающие выключение устройств СЦБ, должны производиться в соответствии с ежемесячными графиками, утвержденными руководством отделения дороги, с назначением ответственного работника за безопасность движения поездов.

На работы, связанные с выключением устройств СЦБ, выполнение которых будет производиться в технологическое "окно" или свободное от движения поездов время, разрешения руководства отделения дороги не требуется. Производство работ строительными и другими организациями, связанное с действием устройств СЦБ, должно быть согласовано с руководством дистанции сигнализации и связи для своевременного принятия мер. Получив сообщение о неисправности, должен, как правило, прибыть к дежурному по станции и расписаться в журнале осмотра с указанием времени прибытия.

Экология на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт - загрязнитель окружающей среды!

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место как загрязнитель окружающей среды электромагнитным излучением (ЭМИ). Электромагнитные поля (ЭМП) возникают в присутствии электрического тока электрифицированных линий железных дорог.

Электромагнитное поле определяется как электростатическими взаимодействиями, возникающими между заряженными частицами, так и магнитной составляющей (ЭМП). Применительно к человеку электрические поля задерживаются поверхностными тканями выявлено отрицательное влияние на здоровье персонала железной дороги.

Шумовое воздействие железнодорожного транспорта .

Наиболее опасным и дискомфортным воздействиям транспорта на человека принято считать загрязнение углеводородами. Несмотря на развитие техники и технологий, отличительной чертой современной цивилизации остается использование углеводородного топлива как энергоносителя. В результате научно-технической революции произошли существенные изменения в техническом оснащении железной дороги. Изменения коснулись, главным образом, подвижного и тягового состава, что отразилось на качественных и количественных характеристиках выбросов загрязняющих веществ.

Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов.

В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа. Высокое содержание вредных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.

Режим работы маневровых тепловозов менее стабилен, чем поездных, поэтому и выделение токсичных веществ у них в несколько раз больше. Уровень загрязнения воздушной среды станций и прилегающих к ним зон отработавшими газами маневровых тепловозов зависит от числа одновременно занятых локомотивов. При этом наиболее значительно выделение окислов азота и сернистого ангидрида.

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200мі сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. При мытье подвижного железнодорожного состава в почву и водоёмы переходят вместе со сточными водами синтетические поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, фенолы, шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные вещества. Содержание нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов, фенолов при мытье цистерн из-под нефти превышают предельно допустимые концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Во много раз сильнее сточных вод загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и промывка подвижного состава.

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению экологической обстановки: было исключено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу. Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей.

Негативное воздействие железнодорожного транспорта на природную среду в настоящее время остается достаточно высоким в результате выброса вредных веществ как от подвижного состава, так и от многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс.

При этом происходит загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. По экспертной оценке на железнодорожном транспорте ежегодно образуется 3-5 млн. т твердых бытовых и производственных отходов.

Так же воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др. Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из-за уничтожения и истощения природных комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живых организмов, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов. Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и других машин); физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы). Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно.

Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие, на небольших площадях, действующие на отдельные участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмов важное место занимает транспорт

В данном разделе освещены общепрофессиональные вопросы охраны труда работников для специфических условий функционирования железнодорожного транспорта и его отраслевых производств. Рассмотрены проблемы промышленной, пожарной и экологической безопасности, безопасности поведения в аварийных ситуациях. Приведены материалы по источникам вредных и опасных производственных факторов, их влиянию на работников, мерах защиты от их негативных воздействий.

В статьи раздела включены правовые положения из федеральных законов по охране труда, материалы из межотраслевых и отраслевых нормативных и регламентирующих документов, которыми обеспечивается правовая, социально-экономическая, организационно-техническая, санитарно-гигиеническая и лечебно-профилактическая защита работников на железнодорожном транспорте. Освещены принципы профессионального отбора работников рабочих профессий на железнодорожном транспорте.

Охрана труда на железнодорожном транспорте

По материалам книги - "Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" - Е.А. Клочкова


Раздел 1. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

1.1. Правовые меры охраны труда
1.1.1. Многоуровневая система правового регулирования в области охраны труда
1.1.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда

1.2. Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации
1.2.1. Основные положения трудового законодательства
1.2.2. Коллективный договор
1.2.3. Трудовой договор
1.2.4. Продолжительность рабочего времени и время отдыха
1.2.5. Охрана труда
- Основные направления государственной политики в области охраны труда
- Требования охраны труда
- Организация охраны труда
- Обеспечение прав работников на охрану труда
- Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету
1.2.6. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
1.2.7. Нормирование труда
1.2.8. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
1.2.9. Гарантии и компенсации
1.2.10. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства
1.2.11. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

1.4. Организационные меры охраны труда работников
1.4.1. Организация управления охраной труда
1.4.2. Контроль и надзор за состоянием охраны труда на рабочих местах на сети железных дорог
1.4.3. Профессиональный отборг
1.4.4. Проведение обучения, инструктажей, стажировки и проверки знаний требований охраны труда
1.4.5. Аттестация рабочих мест
1.4.6. Рационализация режима труда и отдыха в условиях действия опасного или вредного производственного фактора, тяжести и напряженности трудового процесса
1.4.7. Внедрение средств коллективной и индивидуальной защиты и других технических мер

Раздел 2. Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

2.2. Человеческий фактор. Надежность работы и ошибки человека при взаимодействии с техническими системами
2.2.1 Общие сведения о безопасности и надежности взаимодействия человека и машины
2.2.2. Причины ошибочных действий человека
2.2.3. Меры по повышению надежности оператора

2.3. Основы безопасности работников железнодорожного транспорта при нахождении на железнодорожных путях
2.3.1. Движущийся железнодорожный подвижной состав
2.3.2. Переход через пути
2.3.3. Проход вдоль путей
2.3.4. Пропуск поездов
2.3.5. Устройство выходов из служебно-технических помещений, расположенных вблизи путей

2.5. Электрический ток, электрические сети, электроустановки как источники опасности поражения электрическим током

2.5.2. Воздействия электрического тока на человека
2.5.3. Классификация помещений по степени опасности поражения человека электрическим током
2.5.4. Меры по предупреждению электротравматизма

2.7. Безопасность технологических процессов ремонта и обслуживания подвижного состава, железнодорожной техники

2.7.2. Обеспечение безопасности в технологических процессах
2.7.3. Устройства защиты работников, занятых в технологических процессах производства

2.8. Основы безопасного поведения в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ

2.8.2. Основные меры безопасности в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ

2.9. Промышленная безопасность и охрана труда при строительно-монтажных и ремонтных работах
2.9.1. Опасные факторы в зоне производства строительно-монтажных работ
2.9.2. Основные меры безопасности в зоне выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ
2.9.3. Работы на высоте

2.10. Общие правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Меры безопасности при работе с сосудами
2.10.1. Общие сведения о сосудах, работающих под давлением
2.10.2 Условия безопасной эксплуатации и управления работой сосудов
2.10.3 Требования безопасности к специализированным железнодорожным цистернам
2.10.4 Специальные требования к баллонам

Раздел 3. Вредные факторы производственной среды. Профилактика профессиональных заболеваний

3.3. Производственный шум, ультразвук, инфразвук как негативные факторы среды
3.3.1. Общие сведения о шумах

3.3.3. Воздействие производственного шума на человека
3.3.4. Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в шумоопасных профессиях
3.3.5. Оценка условий труда по факторам шума

3.5. Микроклимат производственной среды

3.5.2. Нормализация воздушной среды
3.5.3. Технические меры нормализации параметров микроклимата производственных помещений

3.6. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения

3.6.2. Электромагнитные поля промышленной частоты. Их воздействие на организм человека. Меры защиты
3.6.3. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона
3.6.4. Электромагнитные поля и излучения оптического диапазона
3.6.5. Электростатические электромагнитные поля

3.6.7. Сочетание воздействий электромагнитных полей с различными параметрами. Классы условий труда по показателям вредности и опасности факторов неионизирующих излучений

3.7. Вредные факторы световой среды на производстве

3.7.2. Виды производственного освещения
3.7.3. Основные требования к производственному освещению

3.9. Ионизирующие излучения

3.9.2. Дозы ионизирующих излучений
3.9.3. Воздействие ионизирующих излучений на человека
3.9.4. Обеспечение безопасности на производстве при работе с ионизирующими излучениями

3.10. Вредные факторы производственной среды химического происхождения

3.10.2. Влияние вредных факторов химического происхождения на здоровье человека
3.10.3. Контроль содержания вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны
3.10.4. Защита от вредного воздействия химических веществ

3.12. Тяжесть и напряженность трудового процесса
3.12.1. Принципы классификации условий труда. Формы и факторы трудового процесса
3.12.2. Оценка тяжести труда работников
3.12.3. Оценка напряженности труда работников

Раздел 4. Экологическая безопасность

4.1. Экологическая система Земли. Экологическое равновесие, стабильность и саморегуляция экосистем
4.1.1. Экологическая система Земли
4.1.2. Экологическое равновесие и стабильность экосистем

4.5. Глобальные экологические проблемы
4.5.1. Парниковый эффект и потепление климата на планете
4.5.2. Подъем уровня Мирового океана
4.5.3. Разрушение озонового слоя Земли
4.5.4. Радиационное загрязнение окружающей природной среды
4.5.5. Накопление отходов антропогенной деятельности
4.5.6. Сокращение биологического разнообразия на планете
4.5.7. Кислотные осадки
4.5.8. Проблемы глобальной демографической безопасности

Раздел 5. Пожарная безопасность

5.3. Основные нормативно-правовые документы пожарной безопасности
5.3.1. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
5.3.2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
5.3.3. Требования СНиПМинстроя России

5.4. Профилактика пожаров. Пожарная защита производственных объектов
5.4.1. Профилактика пожаров
5.4.2. Меры противопожарной защиты производственных объектов

5.6. Общие сведения о средствах пожаротушения
5.6.1. Способы подавления процесса горения
5.6.2. Выбор огнетушащих веществ и средства огнетушения
5.6.3. Средства первичного пожаротушения
5.6.4. Огнетушители
5.6.5. Пожарная техника

5.7. Порядок действий работников при пожаре
5.7.1. Обязанности работников при обнаружении признаков пожара
5.7.2. Обязанности руководителей и должностных лиц при пожаре
5.7.3. Действия при возникновении пожара на подвижном составе на перегоне
5.7.4. Порядок действий при обнаружении пожара на путях в пределах железнодорожной станции
5.7.5. Тушение пожара в условиях производственного предприятия железнодорожного транспорта
5.7.6. Действия при возникновении пожара в автомобильном транспорте

Раздел 6. Безопасность в аварийных ситуациях

Раздел 7. Первая помощь пострадавшим

7.4. Первая помощь при ранениях, кровотечениях, попадании инородных тел
7.4.1. Первая помощь при кровотечениях
7.4.2. Первая помощь при ранениях
7.4.3. Первая помощь при попадании инородных тел

7.5. Первая помощь при отравлениях
7.5.1. Первая помощь при отравлении окисью углерода
7.5.2. Первая помощь при пищевых отравлениях
7.5.3. Первая помощь при отравлении газовыми фракциями при авариях с опасными грузами

7.6. Первая помощь пострадавшим от ожогов и обмораживаний, тепловых ударов
7.6.1. Первая помощь пострадавшим от ожогов
7.6.2. Первая помощь при обморожении и переохлаждении
7.6.3. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обмороке

7.8. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
7.8.1. Первая помощь при переломах
7.8.2. Первая помощь при растяжении связок и вывихе

Полезная информация:

Специфика труда железнодорожников обусловлена непрерывностью технологических процессов и перевозок грузов и пассажиров, особыми формами организации труда и отдыха работников, требованиями к обеспечению безопасности на транспорте. Трудовой кодекс устанавливает общие нормы регулирования труда. При этом кодекс предусматривает отражение своеобразия условий трудовой деятельности в отдельных сферах локальными нормативными актами по отрасли. Во исполнение статьи 18 Закона Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте» и в соответствии с требованиями Трудового кодекса, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2014 года утверждено о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Документ распространяется на всех работников предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, общественного питания на железнодорожном транспорте (к указанной категории работников не относятся работники вагонов-ресторанов), сельского хозяйства, медико-санитарных и образовательных учреждений, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

В Положении определены обязанности работников железнодорожного транспорта. Среди них - обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, своевременная доставка пассажиров и грузов, соблюдение графика движения поездов, выполнение правил и норм по охране труда, технике безопасности, охране окружающей природной среды и другие.

К обязанностям руководителей отнесены: правильная организация работы подчиненных, четкая отдача приказов (распоряжений) и указаний, обеспечение соблюдения режима экономии, финансовой дисциплины и выполнения договорных обязательств и т.д.

Положением о дисциплине для железнодорожников установлены дополнительные к предусмотренным Трудовым кодексом виды поощрений и дисциплинарных взысканий .

Документом установлены следующие виды поощрений работников за труд:

объявление благодарности;

выдача премии;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой;

присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе с вручением памятного знака и выплатой денежного вознаграждения.

Также могут применяться и иные поощрения, предусмотренные отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка. За особые трудовые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.

Согласно Положению допускается одновременное применение нескольких видов поощрений.

Виновное нарушение дисциплины работником при исполнении трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком. За каждый проступок может быть примено только одно дисциплинарное взыскание.

Положением предусмотрено согласно Трудовому кодексу применение следующих видов дисциплинарных взысканий:

наложение штрафа в размере не более 30% среднего месячного заработка. При этом правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены случаи наложения на работника штрафа в размере не более 50% среднего месячного заработка;

прекращение трудового договора.

Документом уточнено, что прекращение трудового договора может быть применено за систематическое или однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей . Систематическим нарушением признается повторное нарушение, совершенное в течение года со дня привлечения работника к дисциплинарной или материальной ответственности за предыдущее нарушение трудовых обязанностей. Однократным грубым нарушением трудовых обязанностей является действие работника, создавшее угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшее к необеспечению сохранности грузов, багажа и вверенного ему имущества.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий соответствуют нормам, закрепленным в Трудовом кодексе.

СПЕЦИФИКА УСЛОВИЙ ТРУДА

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Список литературы.

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).

2. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ Опасные и вредные производственные факторы. Классифи-кация.

3. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценки факторов рабочей среды и тру-дового процесса.

4. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

5. ГОСТ 12.1.008-76 ССБТ Биологическая опасность. Общие требования.

6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ.

Большая часть контингента работников железнодорожного транспорта занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяженные тормоз-ные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяженность фронта работ при ограниченном обзо-ре, низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном тран-спорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габари-том подвижного состава. Целый ряд технологических операций, выполняемый дежурны-ми по стрелочным постам, составителями поездов, осмоторщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвиж-ного состава. При выполнении служебных обязанностей работниками некоторых профес-сий приходится многократно пересекать пути.

Условия труда во многом зависят от определения безопасных рабочих зон, что особен-но важно на железнодорожном транспорте, где труд целого ряда профессий характеризу-ется повышенной опасностью. Рабочая зона считается опасной, если в ее пределах возмо-жно воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

Порядок определения безопасных рабочих зон рассмотрим на примере станционных работников. На станциях рабочие места персонала, занятого обработкой составов, раполо-жены в междупутье. Для предупреждения несчастных случаев очень важно, чтобы разме-ры рабочей зоны обеспечивали безопасное выполнение всех технологических операций. Размеры рабочей зоны определяются исходя из условия безопасности работников.

Исследованиями установлено, что рабочая зона в междупутье определяется в основ-ном размерами тела человека в исходной рабочей позе А , мм , отклонением тела за габарит исходной рабочей позы при выполнении трудовых операций D 1 и D 2 , мм , и углом α , º, ха-рактеризующим ориентацию работника относительно оси пути (Рис. 1).



Рис. 1. Схема рабочей зоны в междупутье:

а – при проходе вдоль путей; б – при встрече поезда с сигналами в руке

Ширина рабочей М , мм , зоны в плоскости, перпендикулярной оси пути, может быть определена из следующей зависимости:

М =(D 1 + А + D 2) cos α . (1)

Если размах отклонений D 1 + D 2 обозначить через D , то:

М =(А + D) cos α . (2)

Экспериментально установлено, что случайные величины А , D иα подчиняются зако-ну нормального распределения, что позволяет находить расчетную ширину рабочей зоны, задаваясь определенной вероятностью того, что в процессе работы выход какой-либо час-ти тела работника за границу установленной зоны будет практически невозможным собы-тием при условии соблюдения правил безопасности. Аппроксимирующее нормальное рас-пределение ширины безопасной зоны приведены в таблице 3.

Таблица 3

Безопасная зона должна определяться из условия наименьшего допустимого расстоя-ния работающего до границ опасной зоны. Допустимые расстояния должны выбираться с учетом рабочей позы, используемого инструмента и т. п.

Вводный - проводится инженером по охране труда предприятия до приказа о приеме на работу. Цель - ознакомление с режимом и условиями работы предприятия;

Первичный - проводится начальниками цехов, инструкторами после приказа о приеме на работу. Цель - обучение безопасным приемам работы;

Целевой - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов ежедневно перед началом работы. Цель - инструктаж по входящим документам и выборочно проверка знаний по охране труда;

Повторный - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов первый год работы 1 раз в месяц, последующие - раз в три месяца. Цель - напоминание: безопасных приемов работы, о режиме и условиях труда;

Внеплановый - проводится начальниками цехов, мастерами, инструкторами, начальниками поездов после получения телеграмм о тяжёлом травм или смертельном случаях по МПС, дороге, отделению или самому предприятию. Все виды инструктажей заносят в типовые журналы по охране труда.

По охране труда на предприятии проводится трехступенчатый контроль:

I ступень проводят мастера цехов, начальники поездов - ежедневно. Цель - выявление нарушений охраны труда;

II ступень проводят начальники цеха раз в месяц. Цель - выявление нарушений;

III ступень проводят начальники предприятия (председатель профкома предприятия, главный инженер) раз в три месяца. Цель - выявление нарушений. При выявлении нарушений по охране труда при трёхступенчатом контроле следует взыскание.

Кто назначается на должность проводника?

На должность проводника назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, обучение и сдавшее квалификационные экзамены.

Что должен знать проводник?

Проводник обязан знать: Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкцию по сигнализации, Правила перевозки пассажиров и грузов, Правила по обеспечению безопасности движения.

Работа и отдых проводника. На каждую поездную бригаду инженер-технолог цеха резерва проводников составляет график работы на месяц. Для работы и отдыха каждого проводника в пути следования инженер-технолог составляет график по направлениям. Начальник поезда в своём рейсовом журнале до начала рейса расписывает график работы каждого проводника под роспись. Нарушать график работы в пути следования запрещается. В исключительных случаях (болезнь) нужно предупредить начальника поезда - график будет изменён под роспись.

Негабаритные места на технической станции Саратов I:

  • 1. Здание прачечной;
  • 2. Здание съемного оборудования;
  • 3. Здание котельной - особенно угол;
  • 4. Домкраты и козловой кран;
  • 5. Старый моечный цех;
  • 6. Новый моечный цех с эстакадой;
  • 7. Территория ВРД;
  • 8. Территория станции Курдюм - парк отстоя.

Особо опасные места в вагоне:

  • 1. Подножки;
  • 2. Поручни;
  • 3. Дверь (проемы, пазы, косяки - открывать и закрывать только за ручку);
  • 4. Откидные площадки;
  • 5. Переходные площадки - наступать при переходе на верхнюю;
  • 6. Котельное отделение;
  • 7. Титан;
  • 8. Столики, вторые полки, рундуки.

Ограждение вагонов подготовленных в рейс. Вагоны подготовленные в рейс ограждаются хвостовыми сигналами. Работники работающие по ремонту подвагонного оборудования ограждают состав переносными красными сигналами.

Техника безопасности при работе с котлом под высоким напряжением: Перед входом в котельное отделение нужно отключить высоковольтное отопление.

Первичные документы при несчастном случае. Если произошёл несчастный случай пострадавший должен - сообщить начальнику поезда сразу, но не позднее 12 часов. Начальник поезда немедленно проходит в вагон где произошёл несчастный случай, чтобы определить состояние травмированного, обследовать место несчастного случая и составить первичные документы.

Со следующей станции подаётся телеграмма заверенная начальником станции или дежурным по вокзалу. Для оказания первой помощи заболевшему или пострадавшему ЛНП из пассажиров вызывается врач или медицинский работник.

Первичные документы:

  • 1. Первичный акт произвольной формы;
  • 2. Объяснительная от пострадавшего и свидетеля - оказавшего помощь;
  • 3. Копия телеграммы - на предприятие депо.

После получения телеграммы поезд встречается комиссией:

  • 1. начальник цеха;
  • 2. Инструктор направления;
  • 3. Председатель цехового комитета;
  • 4. Инженер по охране труда.

Цель - проверка документов (рейсовый журнал, журнал по охране труда), обследование места где произошел несчастный случай, состояние травмированного, проверка первичных документов. Назначается оперативный разбор (совещание) председатель: начальник депо или его заместитель. Цель: установить вид травмы; установить причину несчастного случая; определить виновность. Составляется типовой акт «Н-1», в четырёх экземплярах, хранится 45 лет.

Правила техники безопасности на железнодорожных путях.

На железнодорожных путях следует быть осторожными.

  • 1. Железнодорожные пути следует переходить под прямым углом, не наступая на головки рельс, предварительно нужно посмотреть влево и вправо чтобы не было движущегося локомотива;
  • 2. Стрелочные переводы нужно обходить;
  • 3. Если пути заняты вагонами, переходить следует на расстоянии 5 метров от последнего вагона;
  • 4. Между расцепленными вагонами расстояние должно быть 10 метров, переходить по середине;
  • 5. Проходя по междупутью нужно идти по середине с особой бдительностью смотреть под ноги;
  • 6. В ночное время нужно чтобы глаза привыкли к темноте;
  • 7. На электрифицированных участках железных дорог запрещается подниматься на крышу вагона;
  • 8. При обнаружении обрыва контактного провода следует оградить место обрыва любыми подручными средствами и сообщить любому работнику железной дороги (нарядчик, диспетчер);
  • 9. При обрыве высоковольтного контактного провода под напряжением к нему нельзя подходить ближе 2 метров;
  • 10. Когда оборванный провод касается земли образуется зона шагового напряжения радиусом около 10 метров (Шаговое напряжение - касание двух точек (провод - ноги));
  • 11. Выходить из зоны шагового напряжения, следует, шаркающими шагами не отрывая ступню от ступни и ступни от земли;
  • 12. Особую осторожность и бдительность во время снегопадов и тумана, так как ухудшается видимость;
  • 13. Если железнодорожные пути заняты грузовым поездом - переходить следует через тормозную площадку или технические обустройства станции.

Техника безопасности при приемке вагона:

  • 1. Проверить чтобы на раме тележки и подножках не было посторонних предметов;
  • 2. Подножки, откидные и переходные площадки, поручни, ручки дверей и двери - должны быть исправны;
  • 3. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
  • 4. Запрещается подниматься на столики;
  • 5. Маршрутные доски необходимо навешивать в парке отстоя, до подачи состава на посадку;
  • 6. Вагоны после санитарной обработки должны быть хорошо проветрены и замыты.

Правила техники безопасности в пути следования поезда. Во время движения поезда боковые двери должны быть закрыты на ключ.

  • 1. На ходу поезда запрещается открывать двери и выбрасывать из вагона мусор и шлак;
  • 2. При переходе из вагона в вагон следует наступать на верхнюю переходную площадку;
  • 3. Запрещается укладывать постельные принадлежности на третью полку - только на вторую;
  • 4. Запрещается вешать на разборный кран титана чайник или ведро;
  • 5. При отправлении поезда со станций формирования, оборота и промежуточных станций проводники штабного и хвостового вагонов провожают станции, при этом одной рукой держась за поручень вагона или скобу, другой вытянутой рукой показывая сигнал (днем - свернутый желтый флаг; ночью - фонарь с белым огнем), проводники остальных вагонов провожают станцию при закрытых дверях - наблюдают в окно до конца перрона;
  • 6. Перед входом пассажирского поезда в тоннель проводник обязан: проверить состояние дверей, окна должны быть закрыты, включить аварийное освещение;
  • 7. Особую осторожность проводник должен соблюдать при осмотре ходовых частей и подвагонного оборудования - нельзя отходить далеко от вагона при осмотре;
  • 8. При надевании приводного ремня, соединении низковольтных печей, остановки поезда стоп-краном нужно - чтобы один проводник просигналил поезду, проводники остальных вагонов в сторону машиниста продублировали сигнал;
  • 9. При работе с котлом отопления следует надевать спецодежду: рукавицы; халат; головной убор, обувь - должна быть закрытая. Открывать дверку топки котла следует на вытянутую руку, отвернув лицо при закрытой дверке зольника;
  • 10. Котельное отделение нужно содержать в чистоте, не захламлять;
  • 11. Запрещается тушить топки котла и титана водой;
  • 12. Отогревая наливные головки при помощи грелок нужно быть осторожным с кипятком - нельзя пользоваться открытым огнём и горящим углем;
  • 13. В зимний период откидные и переходные площадки должны быть очищены от снега и льда;
  • 14. Запрещается поднимать откидную площадку рукой - может произвольно сработать пружина;
  • 15. Запрещается производить влажную уборку с включенными электропечами;
  • 16. Останавливать поезд стоп-краном разрешается в трех случаях: когда есть угроза безопасности движения поезда - ползуны, СКНБ, посторонний шум под вагоном, когда есть угроза жизни человека, при пожаре;
  • 17. Перед разноской чая проводник обязан предупредить пассажиров, особенно с детьми, чтобы было меньше движения по вагону. Разносить чай следует по два стакана в руке, не доливая до края на палец. При этом проводник должен вымыть руки, надеть фартук (куртку, косынку, пилотку).

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча