01.05.2019

Норматив потребления коммунальных услуг на одн. Как расчитывают ОДН. разъяснение "на пальцах"


Общедомовые нужды (далее ОДН) – это электроэнергия, потребленная на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях также оплачиваются как общедомовое потребление.

Что такое потери электроэнергии?

Электроэнергия - это ресурс, для перемещения которого на расстояние не используются дополнительные ресурсы - она расходует часть самой себя. При передаче электроэнергии по электрической сети в ее элементах неизбежен технологический расход энергии, обусловленный активным сопротивлением цепи.

Потери в сетях возникают из-за хищений электроэнергии, в связи с изношенностью электропроводки, а также ошибками в снятии показаний индивидуальных счетчиков либо умышленными искажениями записей.

В старом жилищном фонде, где внутридомовые электрические сети характеризуются высоким уровнем износа, не осуществлялась замена электрической разводки, уровень потерь электроэнергии, как правило, достаточно высок. Поэтому в обновлении линий электропередачи с целью приспособления их к современным уровням нагрузки сети заинтересованы, прежде всего, жильцы дома.

Почему я должен оплачивать потребление на общедомовые нужды?

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с квартирой принадлежит также доля общего имущества дома, которая пропорциональна размеру общей площади квартиры.

Поэтому собственник (наниматель) квартиры обязан оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии, но и потребление электроэнергии на общедомовые нужды.

Где установлен общедомовой прибор учета и кто снимает с него показания?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ), как правило, устанавливаются на границе электрических сетей, входящих в жилой дом. Если таких вводов в дом несколько, то все они оборудуются отдельными общедомовыми приборами учета, объем поставки по которым суммируется при дальнейших расчетах. О конкретном местонахождении общедомового прибора можно узнать в управляющей компании.

Показания ОДПУ ежемесячно снимаются сотрудниками сетевой организации или управляющей компании.

Как определяется объем ОДН в многоквартирном доме?

При наличии общедомового (коллективного) прибора учета из расхода электроэнергии по коллективному (общедомовому) прибору учета, установленному на вводе в дом, вычитается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счетчикам и объем электроэнергии, потребленный гражданами, у которых отсутствуют счетчики, определенный по нормативам. При наличии нежилых помещений в многоквартирном жилом доме (магазины, аптеки и др.), их объем потребления также вычитается из расхода по общедомовому прибору учета.

1 шаг - снимаются показания общедомового счетчика на последний день месяца. Допустим, объем электроэнергии, определенный по общедомовому прибору учета, составил 36 120 кВтч.

2 шаг - снимаются и суммируются показания всех квартирных счетчиков в доме, объем по нормативу в квартирах, где не установлены приборы учета, а также объемы потребления юридических лиц, которые отсчитываются от вводного счетчика. Предположим, данный объем составил 24 573 кВтч.

3 шаг - устанавливается расход на нужды дома. Это разница между объемом электроэнергии по общедомовому прибору учета и объемом потребления всех жилых и нежилых помещений (36 120 кВтч- 24 573 кВтч = 11 547 кВтч)

4 шаг - разница (11 547 кВтч) делится на площадь всех жилых и нежилых помещений в доме. Допустим, площадь равна 9 822,39 м 2 Итог расчетов - 1, 175 кВтч/м 2

5 шаг - полученную цифру умножаем на площадь конкретной квартиры (например, 37 м 2) и действующий тариф (3,14 руб. в домах с газовыми плитами). Итог: владельцы квартиры площадью 37 м 2 заплатят за электропотребление на нужды всего дома 37м 2 *1,175 кВтч/м 2 *3,14 руб./кВтч = 136, 51 руб.

При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета объем ОДН определяется по нормативам, установленным с 1 января 2013 года Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 17/28 от 30.08.12 г. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтом – 0,37 кВтч на 1 м 2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома, оборудованные лифтом – 0,51 кВтч на 1 м 2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, а далее согласовать отдельную точку подключения с поставщиком электроэнергии. Тогда затраты на световую рекламу не будут попадать в общий баланс электропотребления дома.

Что влияет на величину ОДН?

При отсутствии в многоквартирном доме коллективного прибора учета и определении потребления многоквартирного дома по нормативу потребления величина ОДН зависит:

¾ от достоверности сведений об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;

¾ от достоверности сведений об общей площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

При наличии в многоквартирном доме коллективного прибора учета на величину ОДН влияют:

¾ достоверность показаний индивидуального прибора учета по каждой квартире и по каждому нежилому помещению на последний день текущего месяца;

¾ состояние приборного парка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях (квартирах). В настоящий момент большая часть приборов учета, по которым граждане производят оплату за индивидуальное потребление, имеют истекший срок межповерочного интервала;

¾ случаи несанкционированных присоединений к общедомовым электрическим сетям коммерческих объектов - например, автомобильных стоянок, ларьков, сараев, расположенных рядом с многоквартирным домом, либо наличие на первых этажах домов нежилых помещений, собственники которых не заключили договор энергоснабжения ни с управляющей компанией, ни с гарантирующим поставщиком;

¾ ветхие электрические сети многоквартирного дома.

Как уменьшить величину ОДН?

1. Собственникам жилых помещений следует заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет. Следует помнить, что нормативы потребления электричества являются усредненными, а при показаниях, снятых с квартирного счетчика, доли ОДН будут распределяться точнее. Тем более, что согласно Федеральному закону № 261 граждане были обязаны еще до 1 июля 2012 года за свой счет установить квартирные счетчики, соответствующие определенным техническим требованиям. При массовом подходе такие меры позволят уменьшить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, до 10 %.

2. Общим собранием дома должно быть принято решение о наделении полномочиями лиц из числа собственников квартир в доме (старший по дому или по подъезду или члены совета дома), которые будут ежемесячно в период с 28 по 31 число текущего месяца снимать показания в каждой квартире и предоставлять эти сведения в абонентский пункт ОАО «Белгородэнергосбыт» не позднее 2 числа месяца, следующего за расчетным. Точный учет позволит снизить величину ОДН до 15 %.

3. Сделать ревизию проводки (энергоаудит) и выявить совместно с обслуживающей внутридомовые сети компанией недобросовестных потребителей электроэнергии, подключенных к сети в обход счетчиков. Например, с участием представителей управляющей компании, которые если не сами, то путем привлечения специализированной компании, имеющей соответствующий персонал, аттестованный для работы в электрических сетях, проведет все эти работы.

4. С целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

Слышала, что с граждан не имеют права брать за общедомовую электроэнергию свыше норматива. Кто платит за остаток?

В соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с 01.06.2013г. объем коммунальной услуги, потребленной на ОДН, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления. Исключение составляет принятие собственниками помещений на общем собрании решения о распределении объема коммунальной услуги, превышающей нормативное потребление, на ОДН между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади.

В случае, если такое решение собственниками не будет принято, разницу между объемом коммунальной услуги, определенной, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, управляющая компания оплачивает за счет собственных средств. В связи с этим, к примеру, возникла необходимость в корректировке существующей схемы расчетов между ОАО «Белгородэнергосбыт» и управляющими компаниями Старооскольского городского округа.

Возможность повторения подобной ситуации должна стимулировать УК заниматься проблемами минимизации потерь электроэнергии внутри многоквартирного дома.

При непосредственной форме управления домом, невыбранном способе управления или бездоговорном потреблении, а также в случае принятия общим собранием собственников соответствующего решения, весь объем электроэнергии, поступивший в дом, распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В данном случае в мероприятиях по энергосбережению заинтересованы жильцы дома. Хотя и в варианте с управляющей компанией в энергосбережении также прежде всего заинтересованы собственники, т.к. расходы управляющих компаний на оплату сверхнормативного энергопотребления в итоге все равно могут перекладываться на жильцов в составе тарифа на содержание жилья.

Оплачивают ли собственники нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, кафе, парикмахерские и т.д.) электроэнергию на ОДН?

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан вносить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

При этом объем электроэнергии за общедомовое потребление определяется пропорционально занимаемой площади помещений в многоквартирном доме, а стоимость электроэнергии рассчитывается, исходя из тарифов, установленных для соответствующей группы потребителей.

Я подозреваю, что к нашему дому подключена сапожная мастерская. Что делать?

Обратитесь в вашу управляющую компанию или ОАО «Белгородэнергосбыт» с заявлением в свободной форме (не забудьте оставить контактные данные), и совместно с управляющей компанией и представителями жильцов будет проведена проверка правомерности подключения сапожной мастерской. В случае выявления несанкционированных подключений будет произведен перерасчет начисления платы за ОДН и жильцам, и юридическим лицам, находящимся в многоквартирном доме, в зависимости от схемы подключения.

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, а далее согласовать отдельную точку подключения с поставщиком электроэнергии. Тогда затраты на световую рекламу не будут учитываться в общем балансе электропотребления дома.

Учитываются ли долги соседей при распределении общедомового потребления электроэнергии на добропорядочных граждан?

Нет. Каждый гражданин оплачивает потребление по своему индивидуальному, установленному на квартиру, прибору учета, и свою долю в общедомовом потреблении, определенную в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

К каждому должнику персонально применяются все законные меры воздействия: ограничение подачи электроэнергии и взыскание задолженности в судебном порядке.

Что будет, если гражданин оплачивает электроэнергию по квартирному счетчик, но не платит за ОДН?

За отказ от оплаты общедомовых нужд федеральным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты энергии, потребленной в квартире. И оплата ОДН, и оплата внутриквартирного электропотребления относятся в равной степени к услуге энергоснабжения.

Сделают ли мне перерасчет за ОДН за период временного отсутствия в квартире?

В таких случаях размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, перерасчёту не подлежит.

Должен ли оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды наниматель квартиры по социальному найму?

Да. В Постановлении №354 так и сказано «… собственник (наниматель)…»

Распространяются ли льготы на оплату ОДН?

Согласно федеральному законодательству льготы монетизированы, и начисления за внутриквартирное потребление и за ОДН всем потребителям выставляются в полном объеме. Соответственно, граждане, имеющие льготы по оплате услуги энергоснабжения, получают денежную компенсацию в размере установленного норматива в зависимости от категории льготы. Начислением льгот занимается местный орган социальной защиты.

Можно ли сэкономить на освещение придомовой территории и мест общего пользования? Например, отключать освещение ночью, когда все спят?

Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в том числе - к освещенности придомовой территории и мест общего пользования утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10". Введение ограничения освещения в нарушение указанных норм будет противоречить действующему законодательству.
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» определены требования к состоянию лестничных клеток. В том числе - прописано их обязательное освещение (п. 4.8.14).
Согласно п. 5.6.17. указанного постановления в домах для включения светильников рабочего освещения общедомовых помещений допускается применять выключатели с выдержкой времени на отключение.

При применении указанных выключателей должно оставаться включенным в течение всего темного времени суток освещение в холле подъезда (на первом этаже у лестницы), а при недостаточной естественной освещенности - и у лифтов. При применении выключателей с выдержкой времени на отключение их необходимо устанавливать на каждом этаже с обеспечением возможности оперативного включения на постоянный режим работы на время уборки лестничной клетки, переноса мебели и пр.
На основании изложенного введение ограничения освещения придомовой территории и мест общего пользования противоречит действующему законодательству, поскольку может повлечь вред жизни и здоровью граждан. Но, например, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в целях сокращения расхода электроэнергии может быть принято решение об установке и применении энергосберегающего оборудования.

При подготовке материала использована информация с сайта www.vscenergo.ru


Дата публикации: 04.02.2014

С января 2017 года в квитанциях по коммунальным начислениям отсутствует графа об оплате общедомовых нужд. С этого времени информация по стоимости данных услуг содержится в разделе общего имущества. Каким образом по новым правилам происходит начисление суммы, которую необходимо заплатить за общедомовые нужды?

К старой схеме расчета затрат на данные услуги УО многоквартирных домов привыкли. К сожалению, эта система была радикальным образом модернизирована. По какому принципу определяется сумма денежных средств, подлежащая оплате за общедомовые нужды многоквартирного дома в 2018 году?

Что представляет собой оплата общедомовых нужд

В ОДН включаются издержки, которые были понесены в ходе эксплуатации жилого фонда. Необходимо отметить, что к общедомовым нуждам можно отнести широкий спектр затрат. От ремонта кровли до замены кодового замка в подъезде. В процессе восстановления крыши могут быть использованы киловатты электроэнергии, которую расходовали электрические инструменты.

Скачайте полезные образцы документов:


Ранее коммунальные услуги были четко тарифицированы и оплата по ним зависела от количества лиц, прописанных в квартире.

Модернизация рыночной ситуации привела к тому, что каждая компания-поставщик ресурсов хочет получить 100 % финансовых средств за предоставленные ресурсы, независимо от того, существуют ли у ее потребителя какие-либо проблемы. Этот факт повлиял на пересмотр системы вычисления размера оплаты общедомовых нужд как для собственников жилых помещений в МКД, так и для УО.

Зачастую на практике объем используемых владельцами квартир ресурсов не соответствовал тем величинам, которые показывали приборы компаний-поставщиков. Получалось так, что доля израсходованного электричества, воды, газа, тепла оказывалась неоплаченной. УК не имеют возможности рассчитываться за неучтенные по индивидуальным счетчикам услуги.

Так сформировался термин «общедомовые нужды» в виде отдельной позиции в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Главная задача этой статьи затрат - компенсация разницы между показаниями индивидуальных приборов учета используемых ресурсов и реальных их расходов.

Оплата общедомовых нужд с 2017 года является обязанностью собственников квартир в МКД. С этого года нет никакой необходимости рассчитываться за расходы соседа по МКД или невнимательность управляющей организации, когда коммунальные ресурсы недоучитываются из-за неправильной работы приборов их регистрации.

  • Ремонт общедомового имущества: виды, оплата, получение софинансирования

Как законодательно регулируется оплата услуг на общедомовые нужды

Законодательная документация, на базе которой на сегодняшний день совершается вычисление размеров оплаты общедомовых нужд, состоит из:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • ПП № 344 и 354 и приложения к ним «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 от 29.06.2015.

Выделение специальной строчки в квитанциях на оплату общедомовых нужд доказало то, что такой метод подачи сведений вызывает большое количество недопониманий со стороны собственников. В связи с этим рабочий процесс управляющей организации превратился в бесконечный поток формирования ответов на претензии и жалобы собственников жилых помещений и расшифровки всех расчетов по данной статье расходов.

Получается, что лишнее информирование приводит исключительно к увеличению недоразумений в отношениях собственников и УК и игнорированию во многих случаях оплаты «нечестных», с точки зрения жильцов, трат на содержание коллективного имущества. В связи с этим Государственная дума Российской Федерации подписала закон № 176-ФЗ, предусматривающий исключение из квитанции отдельной строки по оплате общедомовых нужд с 1 апреля 2017 года.

Но период вступления закона в силу был отложен до первого января 2017 года по причине нерасторопности государственных органов, управляющих компаний, предприятий – поставщиков ресурсов.

Как изменились правила оплаты общедомовых нужд с 2017 года

Осенью 2015 года Государственная Дума Российской Федерации обсуждала внесение изменений, посредством принятия федерального закона, в ЖК Российской Федерации и в ту документацию, которая имеет непосредственную взаимосвязь с отраслью коммунального сервиса. За данный проект проголосовало большинство депутатов, после этого он был одобрен президентом Российской Федерации.

Нововведение, которое хотели зафиксировать в статье № 154 ЖК Российской Федерации, в нем пока не указано, т. к. передвинуто по срокам до 2017 года, но оно изложено в законе, о котором мы говорили выше.

  • уход за жилым помещением и проведение необходимых ремонтных работ;
  • вода (холодная и горячая), электроэнергия, тепловая энергия, применяемые для должного ухода и ремонта;
  • отвод канализационных вод, образующихся в процессе ухода и ремонта.

На основании этого можно сделать вывод о том, что оплата общедомовых нужд с января 2017 года является не коммунальным сервисом, как это было ранее, а непосредственно содержанием жилья. Данное нововведение по вышеуказанной статье расходов не вступило в законную силу в апреле 2016 года, оно перенесено на январь 2017.

Чего же ожидать собственникам жилых помещений в МКД и арендаторам, которые оплачивают услуги ЖКХ, в 2018 году?

Показатель либо норматив, который принимается в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, не утратит своего качества коммунального сервиса, сохранившись в этой строчке в квитанциях об оплате. А все то, что будет выходить за границы установленного показателя, будет переквалифицироваться в графу оплаты общедомовых нужд.

В связи с тем, что сведения списываются с общедомового счетчика, то вытекает вполне логичный вывод о том, что данное устройство необходимо установить в каждый МКД. В противном случае разница между принятым показателем в субъекте РФ и реальными сведениями будет вычисляться с ошибками, что в обязательном порядке создаст проблемы в отношениях управляющей компании и собственников жилых помещений (претензии, жалобы, судебные иски, непрекращающиеся перерасчеты и т. д.). Установить данный прибор должна хозяйствующая организация, которая содержит МКД. Для того чтобы не появились конфликтные ситуации из-за оплаты общедомовых нужд, управляющие компании до января 2017 года обязаны были такие счетчики поставить. Также УК за данное время могли просчитать то, какие МКД являются энергорезультативными, а какие, к сожалению, нет.

Помимо этого, до ноября 2016 года осуществлялась процедура вычисления и принятия новых нормативных показателей в каждом субъекте Российской Федерации. Установленные значения и являются основой при расчете размера оплаты общедомовых нужд. Также следует отметить то, что изменение нормативов всегда происходит в сторону их увеличения. В связи с этим собственники жилых помещений достаточно сильно заинтересованы в том, чтобы установить индивидуальный прибор учета использования ресурсов в своих жилых помещениях.

Данные счетчики отображают реальное количество потребленных воды, газа, электроэнергии, тепла. Если же собственник не захочет устанавливать такие приборы у себя в квартире, то он окажется в невыгодной ситуации. Поскольку расчет размера оплаты общедомовых нужд осуществляется на основе норм, это не всегда соответствует реальному объему использования ресурса, который сильно превышает нормативный показатель; этот избыток потребления перераспределяется на всех собственников жилых помещений данного дома, что в свою очередь вызывает недовольство тех жильцов, у которых индивидуальные счетчики установлены.

Также следует сказать и о том, что задолженности по коммунальным услугам, по сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на сегодняшний день превышают отметку в один триллион рублей. 25 % из них - неоплата собственников жилых помещений и юридических лиц, 75 % непогашенных счетов числится за УК.

И еще один важный момент: с января 2017 года размер оплаты общедомовых нужд не может выходить за границы принятого в данном регионе Российской Федерации нормативного показателя.

Переход на оплату по нормативам вызвал неоднозначное отношение. Управляющие организации перестраивают свою политику работы с расходами КР на общедомовые нужды с целью минимизации расходов. Однако для этого надо сначала определиться с тем, выросла плата или уменьшилась. Однозначного ответа тут тоже нет, потому что цифры отличаются даже для однотипных домов. В то же время есть общие закономерности, о которых стоит рассказать.

Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.

В этой связи хотим напомнить управляющим организациям о необходимости верно учитывать в расчетах площади, относящиеся к общедомовому имуществу. Если в доме происходят какие-то изменения, то их надо своевременно фиксировать, чтобы не получить штрафа. Например, при огораживании жильцами части тамбура в подъезде или сдаче помещения в подвале арендаторам эти площади из общей собственности исключаются.

  • Коммунальные платежи: структура, способы оплаты, ответственность за задолженность

Мнение эксперта

Сроки внесения изменений и последствия отсутствия перерасчета

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Любовь Чеснокова ,

шеф-редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Необходимо напомнить о том, что новые Правила оказания услуг в коммунальной сфере вступают в силу с января 2017 года. Отложенного периода для предоставления квитанции по оплате общедомовых нужд на законодательном уровне не предусмотрено. Это говорит о том, что изначально эта статья должна была вноситься в состав оплаты за квартиру в платежном документе за услуги, предоставленные в январе. Но таких УК единицы. Многие компании не смогли поменять процедуру вычисления оплаты общедомовых нужд за одно мгновение и теперь задумались о том, как выйти из сложившейся ситуации. Нужен ли перерасчет за январь – март? Необходимо как минимум удостовериться, что вы не начислили оплату общедомовых нужд в объеме, превышающем границы нормативных показателей. Начало сроков для изменения способа начислений – январь.

Если отказаться от перерасчета, есть риск быть оштрафованным ГЖИ РФ. Правда, пока инспекторы не определились со статьей КоАП Российской Федерации, по которой будут применяться санкции.

Возможно, вы заняли выжидательную позицию и вообще не начисляли оплату общедомовых нужд за январь, февраль, март. В данном случае оснований делать дополнительные начисления нет.

К каким негативным последствиям привели изменения в оплате общедомовых нужд

Согласно новым поправкам в законе оплата общедомовых нужд с 2017 года стала вычисляться по усложненной формуле. Теперь при расчете надо учитывать площади помещений общего пользования, а также - самое главное - нормативные показатели. В феврале собственники квартир получили квитанции на оплату общедомовых нужд и пришли в ужас. Сумма увеличилась в два-три раза.

Как так получилось? Во-первых, многие субъекты Российской Федерации сильно завысили множитель в формуле оплаты общедомовых нужд, то есть нормативные показатели. Например, в Ингушетии эта величина по потреблению электроэнергии оказалась преувеличена в двадцать пять раз.

Во-вторых, многие управляющие компании повели себя недобросовестно. При вычислении размера оплаты общедомовых нужд они учли те нежилые помещения, которые никогда не эксплуатировались. Это привело к тому, что размер расходов на них увеличился в разы. Есть МКД, в которых установили датчики движения, энергосберегающие лампы и прочее. Собственники квартир в таких домах особой разницы в размере оплаты общедомовых нужд не увидели.

После вступления в силу нововведений в законодательство владельцы помещений могут организовать собрание и принять решение о переходе на расчет общих расходов по приборам учетов ресурса. Если используешь больше нормативного показателя, платишь по цене норматива. А все остальное - это проблемы УК, которая содержит данный МКД. Она должна эффективно работать и находить те места, из-за которых возникают дисбалансы.

Что входит в оплату общедомовых нужд: расходы на ОДН

Большинство собственников считает, что в оплату общедомовых нужд входят финансовые траты на:

  1. освещение подъезда и придомовой территории;
  2. уборку нежилых помещений;
  3. отопление подъездов и технических помещений.

Кроме этих расходов энергоресурсов на общедомовые нужды они также включают еще ряд позиций.

По электроснабжению:

  • лифтов;
  • насосов водоснабжения;
  • сигнализации и домофонов;
  • дежурного освещения подвальных и чердачных помещений;
  • технологических потерь внутри многоквартирного дома, которые имеют связь с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:

  • уборка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов на придомовой территории;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водопроводных сетей;
  • опрессовка тепловой сети;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Включать помимо вышеуказанных расходов другие статьи в оплату общедомовых нужд запрещается на законодательном уровне.

Это имеет отношение также к счетам за потребленные ресурсы организациями или частными фирмами, которые располагаются в МКД.

Данное положение должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения многоквартирного дома для размещения своего оборудования. При установке на крыше здания телевизионной антенны она может обслуживать несколько собственников квартир, а вот включить финансовые траты на содержание подобного оборудования в оплату общедомовых нужд запрещено законом. Расходы по эксплуатации энергоресурсов обязан нести провайдер.

Как УК выбрать выгодный способ расчета за КР на СОИ

В связи с произошедшими изменениями в порядке оплаты ОДН у управляющих организаций появилась возможность выбора способа расчета с ресурсовиками. Общедомовое собрание вправе выбрать определение объема КР на СОИ по:

  • показаниям коллективных счетчиков;
  • нормативу потребления.

Решение принимают жильцы, но делается это обычно с подачи управляющей организации. Собственники квартир обычно так глубоко не вникают в сложные вопросы обслуживания многоквартирных домов. Поэтому именно УК следует проконсультировать жителей по вопросам выбора наиболее выгодного способа.

Для управляющей компании между двумя названными вариантами оплаты имеется существенная разница. При расчетах по нормативу может появиться расхождение между тем счетом, который приходит от ресурсовика, и начислениями КР на СОИ владельцам квартир. Эта разница может быть для УК и положительной (появляются дополнительные свободные средства), и отрицательной (приходится доплачивать РСО из собственного кармана).

Если расчет происходит по показаниям общедомовых счетчиков, то никакой разницы не появляется. Весь учтенный объем КУ распределяется между собственниками помещений.

Чтобы понять, стоит ли переходить на расчеты по коллективным приборам учета, специалистам управляющей организации нужно провести расчеты. В ходе них подсчитываются объемы реально потребляемых на содержание общедомового имущества ресурсов. Эти значения сравниваются с тем, что предусматривается в нормативе.

Данный расчет можно выполнить журнала « ». В материале рассмотрены и другие вопросы, касающиеся правильного подбора УК способа расчетов за КР на СОИ с ресурсоснабжающими организациями.

Как производится расчет оплаты общедомовых нужд

Исследуем два способа вычисления размера оплаты общедомовых нужд: с установленным счетчиком и без него.

Вариант 1. Общедомовые нужды в МКД при наличии коллективного прибора учета используемых ресурсов.

В ситуации когда в доме установлен счетчик, при вычислении общедомовых нужд в первую очередь с него снимают показания. Данный прибор учитывает объем потребленного всем МКД ресурса за требуемый временной период.

Далее производится операция суммирования показаний индивидуальных счетчиков - это приборы, которые стоят в жилых помещениях МКД. Для того чтобы баланс расхода ресурса во всем МКД был составлен достоверно, очень важно, чтобы все сведения были поданы в УК одновременно.

После вышеописанных процедур осуществляется разделение общедомовых нужд на всех собственников жилых помещений МКД. Это рассчитывается так: уровень ресурса, потребленного на обслуживание нежилых помещений, делят на общую площадь МКД.

А для того чтобы вычислить размер оплаты общедомовых нужд на каждую квартиру, значение на один квадратный метр здания умножают на площадь каждого жилого помещения в МКД. Получив объем общедомовых нужд на конкретное жилое помещение, оплату за него рассчитывают по тарифам, утвержденным в субъекте РФ.

Вариант 2. Расчет общедомовых нужд в многоквартирном доме без ОПУ.

При неустановленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом здании объем горячей и холодной воды, а также электричества рассчитывается умножением нормы потребления на площадь общего имущества в доме. Получившуюся сумму делят на всех владельцев пропорционально метражу их квартир.

Утверждением тарифов и нормативов ОДН занимается ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам), на ее сайте можно изучить показатели для вашего региона.

Вариант 3. Наличие в МКД автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Такое оборудование может в заданное время (например, каждый час) снимать и передавать показания о расходе коммунальных ресурсов на сервер РСО. В этом случае оплата КР на СОИ рассчитывается исключительно по показаниям автоматизированной системы учета.

Важной особенностью «умных» приборов учета является возможность одномоментного снятия их показаний. Например, в многоэтажных домах уже внедряются АСКУЭ – автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии. Они могут снимать показания на один и тот же момент времени со следующих приборов учета:

  • общедомовых;
  • установленных в каждой квартире;
  • установленных во всех нежилых помещениях.

В таком случае исчезает главная причина искажения показаний счетчиков – человеческий фактор. Абонентам не нужно самим считывать цифры на ПУ, передавать и проверять, правильно ли их принял адресат. Система самостоятельно опрашивает находящиеся в МКД счетчики и отправляет информацию на сервер. Специалист будет видеть на компьютере все расходы электроэнергии, происходящие в жилом доме.

Для управляющей организации внедрение АСКУЭ выгодно тем, что такая система позволяет экономить на расчетах с РСО. При ее наличии быстро обнаруживаются точки воровства электроэнергии. Оператор, отслеживающий каждые 30-60 минут расходы энергии, сразу увидит, на каких участках потребление резко возрастает, а также где происходит подключение в обход приборов учета.

Появление в многоэтажке АСКУЭ должно быть одобрено на общедомовом собрании. Такие системы могут рассчитывать не только электроэнергию. Специализированные компании занимаются также установкой приборов для комплексного учета расхода воды и тепла.

При установке автоматизированной системы оплата за КР на СОИ будет равняться реальному потреблению ресурсов. Ее размер в случае с тем же электроснабжением останется в зависимости только от количества работающего в доме оборудования. Если общедомовые нужды заключаются лишь в наружном освещении входных групп, то плата будет минимальной.

Появление АСКУЭ позволит выявить места перерасхода энергии. Например, в одном из домов после перехода на такую систему рассчитывали на резкое снижение КР на СОИ, но его не произошло. По упорядоченным и регулярно снимаемым показаниям определили, что в подвале установлен насос мощностью 2 кВт, работающий в непрерывном режиме. Его поменяли на более экономичную модель, и ежемесячная плата за электричество на общедомовые нужды заметно снизилась.

  • Содержание общедомового имущества: порядок работ и расчет тарифов на их выполнение

Как определяется оплата воды на общедомовые нужды

Это объем водных ресурсов, в соответствии с общедомовым счетчиком, который является большим по значению, чем сумма показателей приборов индивидуального потребления, и принимается в качестве расхода воды на потребности всего МКД. Данный показатель характеризуют следующие моменты:

  • количество используемой воды для уборки нежилых помещений, придомовой территории и т. д.;
  • объем водных ресурсов, который превышает границы суммируемых показаний счетчиков индивидуального потребления;
  • уровень достоверности данных приборов учета.

Расходы водных ресурсов на коллективное имущество оказывают влияние на размер оплаты общедомовых нужд в наименьшем объеме. Так как, следуя статистическим данным, на уборку придомовой территории и помещений совместного пользования тратится приблизительно пятьдесят кубометров воды ежемесячно. Это значение составляет не более 2 % от размера оплаты общедомовых нужд.

Отсутствие достоверной информации возможно лишь из-за двух факторов.

1. Если собственники квартир не подают показания приборов учета по причине своей нерадивости или из-за их отсутствия. В такие моменты в течение трех месяцев владельцам жилых помещений будет начисляться стоимость коммунальных услуг по нормативам. Как правило, этот показатель серьезно превышает уровень потребляемого водного ресурса в реальности. В следующие месяцы стоимость коммунальных услуг вычисляется по нормативным показателям на количество прописанных в жилом помещении граждан. Бывают и такие ситуации, когда в квартире официально зарегистрировано два человека, а проживает пять, шесть, сумма, выставленная за коммунальные услуги, будет серьезно ниже цены реально используемого ресурса. Кто же вынужден будет рассчитаться за потребленные, но неоплаченные воду, свет и прочее? Естественно, другие собственники, так как разница в показаниях общедомового счетчика и индивидуальных приборов распределяется на всех жильцов дома. В квитанции эта графа называется оплата общедомовых нужд.

2. Неправильная работа прибора учета потребляемых ресурсов. На законодательном уровне принято постановление № 354 о том, что УО в обязательном порядке должна содержать счетчики в исправном состоянии. Но собственники жилых помещений не во всех случаях своевременно информируют управляющую организацию о поломке приборов. Эта ситуация сильно затягивается, и достаточно длительное время показатели счетчиков не являются достоверными. А водный ресурс, потребляемый собственниками, продолжает не учитываться. Поскольку расчет проводится по коллективному прибору на здании, оплату общедомовых нужд будут совершать все жильцы данного МКД.

Некоторые недобросовестные собственники помещений пытаются физически воздействовать на счетчики индивидуального учета потребления ресурсов (устанавливают специальные приспособления, влияющие на их работу). В такой ситуации показатели также не являются достоверными, что способствует увеличению размера оплаты общедомовых нужд.

Всем хорошо известно, что любой прибор может работать с определенным процентом погрешности. В документах на счетчик воды указано, что такое отклонение может составлять до 5 %. Кроме этого, использование водного ресурса за границами минимального и максимального предела прибором просто не может быть показано (напор воды более тридцати литров в минуту не учитывается данным прибором).

При расчете потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников);
  • промывки коммуникационных сетей;
  • ресурса, отведенного на мытье лестничных площадок.

При учете горячей воды в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях;
  • сброса воды в стояке;
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все площади дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в здании, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации коллективного досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержатся в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий;
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий;
  • этажность и количество подъездов;
  • наличие общедомовых приборов учета воды.

Норматив на оплату общедомовых нужд по водоснабжению равен:

Норматив = Норматив субъекта РФ х (количество проживающих/площадь помещения)

Нормативы потребления на общедомовые нужды по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном субъекте и представлены как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Порядок оплаты общедомовых нужд по отоплению: 3 способа

Рассматривается три способа начислений.

Способ 1. Расчет платы без приборов учета.

Производится по специальной формуле, в которой:

  • N – норматив удельного расхода тепла на 1 кв. м жилых помещений, который ежегодно устанавливается органами власти в регионах, имеет выражение Гкал/м2;
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), устанавливается органами местного самоуправления.

P = N x S x T

В счете, который получает собственник, отдельными строками выделена стоимость за обогрев его личной жилой площади и ставка за подачу отопления в помещения общего пользования. Для того чтобы вынудить жильцов установить общедомовой счетчик потребления тепла в домах, где это реально осуществить (не везде имеется техническая возможность), к оплате общедомовых нужд по отоплению применяется повышенный коэффициент, который в 2017 году составляет 1,6.

Органы местного самоуправления при установлении тарифа на обогрев домов учитывают стоимость самого энергоносителя, выплаты за труд работникам, вовлеченным в процесс предоставления услуги, также принимается во внимание средний показатель температуры окружающей среды в том или ином отопительном сезоне. Каждый год производится утверждение ставки, вычисленной на основании имеющихся данных, а в конце сезона, когда уже точно известна средняя температура воздуха на улице, бухгалтерия поставщика производит перерасчет, о результатах которого собственники жилья узнают в начале лета. Итог будет учтен только в будущем отопительном сезоне. Либо собственнику выставляется цена израсходованной сверх предусмотренного количества тепловой энергии, либо в следующем сезоне он платит меньшую сумму, так как температура воздуха в прошедшем году была выше расчетной. А значит, расход тепла оказался ниже.

Способ 2. По общедомовому счетчику.

Если в доме имеется коллективное устройство измерения потребления тепла, то дело обстоит гораздо проще. При расчете платы за обогрев учитываются показания по общедомовому счетчику, которые снимаются регулярно во время отопительного сезона (обычно раз в месяц). Расходуемый ресурс умножается на тариф, и производится распределение между жильцами по следующей формуле:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т , где:

  • Qобщ – количество израсходованного тепла (Гкал) согласно общедомовому прибору учета;
  • Sобщ – площадь всех квартир, нежилых и подсобных помещений здания (кв. м);
  • S – отапливаемая площадь в кв. м (не включает балконы, веранды, террасы);
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), утверждается органами местного самоуправления.

Способ 3. По индивидуальному счетчику.

Если приборы учета стоят в каждой квартире, то возможно и начисление оплаты в индивидуальном порядке, но в здании также должен быть установлен общий счетчик, чтобы в дальнейшем можно было разделить разницу на всех жильцов пропорционально площадям их помещений.

Используется формула:

Р = (Qкв + Qодн х S / Sобщ) x T , где:

  • Qкв – количество тепла, зафиксированное индивидуальным устройством за расчетный период;
  • Qодн – расход тепла на нужды всего дома (разница между сведениями общественного счетчика и суммой показаний индивидуальных устройств);
  • S, Sобщ, T – аналогично предыдущим формулам.

Как рассчитывается оплата за общедомовые нужды по электроэнергии

Вычисление используемой услуги ЖКХ на общедомовые нужды многоквартирного дома имеет непосредственную зависимость от следующих моментов:

  1. имеется ли общедомовой счетчик ресурсов;
  2. установлены ли приборы индивидуального учета потребляемых услуг;
  3. площади жилых и нежилых помещений в МКД.

Необходимо проанализировать систему расчета оплаты электроэнергии на элементарных примерах. Достаточно популярная ситуация: в МКД установлены коллективные приборы учета потребляемых ресурсов, а в жилых помещения данного дома они имеются лишь частично. В такой ситуации общедомовые нужды будут вычислены следующим образом:

ОДН кв. № 1 = (О – К – Н) × ПК / ПД , где

  • ОДН квартиры № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • О – суммарное общедомовое использование ресурса;
  • К – суммарное потребление ресурса в жилых помещениях данного дома;
  • Н – суммарное потребление ресурса в местах общего пользования;
  • ПК – общая площадь конкретной квартиры;
  • ПД – суммарная общая площадь всех помещений МКД.

В словесном варианте данная формула будет звучать следующим образом: размер ОДН на электричество, потребляемое определенной квартирой или помещением общего пользования, пропорционален отношению общей площади данного помещения к суммарной площади всего МКД, а также к электроэнергии, которая осталась не охвачена показаниями индивидуальных счетчиков и нормативными расчетами потребления данного ресурса.

Описанный выше процесс расчета оплаты за использование электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, соответствует формуле № 13 в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.11 № 354.

Как же осуществляется вычисление электроэнергии ОДН тогда, когда прибор общедомового учета потребления ресурса не установлен? Ответ на данный вопрос зафиксирован в формуле № 17, прописанной в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». На законодательном уровне приняты нормативы ОДН использования ресурсов электроэнергии, которые и являются базой для вычислений.

Формула выглядит следующим образом:

ОДН кв. №1 = Н × ПП × ПК / ПД, где

  • ОДН кв. № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • Н – потребление на ОДН по установленным в законодательстве нормативам;
  • ПП – Суммарная площадь помещений общего пользования в МКД;
  • ПК – общая площадь конкретного жилого помещения;
  • ПД – общая площадь помещений МКД.

Итог осуществленных вычислений процента электроэнергии на общедомовые нужды, который приходится на жилую квартиру или помещение общего пользования, складывается с учетом расходов по индивидуальному прибору учета ресурсов или нормативу. Итоговое значение прописывается в квитанции по ЖКУ в графе оплаты общедомовых нужд.

  • Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия

В каком порядке заключается договор на оплату общедомовых нужд

В целях энергосбережения и повышения эффективности потребления ресурсов жильцы многоквартирного дома могут заключить соответствующий договор. В нем важно согласовать основные моменты, которые повлияют на дальнейшие отношения с компанией-поставщиком.

Сторонами договора выступают собственники помещений в МКД и УК (жилищный, специализированный кооператив, товарищество и т. д.). Владельцы могут также дать право вышеперечисленным организациям на подписание соглашения от имени и в интересах жильцов с компанией – исполнителем услуг по энергопоставкам.

Предметом контракта о выполнении работ (обслуживании) может быть не только деятельность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета, но и предварительное энергетическое обследование, а также проведение мероприятий по повышению энергоэффективности оборудования. Договор может распространяться не только на общедомовые, но и на индивидуальные счетчики.

В соглашение необходимо включить плановые показатели экономии, порядок ее расчета. Размер не должен учитывать разницу, полученную с помощью установления счетчиков. Бережливость должна быть достигнута эффективным расходованием энергоресурсов.

Данный вид контракта в качестве обязательного условия включает срок выполнения работ. Он может быть указан единовременно или разбит на этапы. Стоимость – тоже существенное условие. Она определяется из расчета сэкономленных энергоресурсов. Разумеется, оплата по договору не может быть выше показателя эффективности самих мероприятий. Иначе теряется смысл данной услуги. Таким образом, расчет производится непосредственно после подтвержденного сбережения в соответствующем периоде.

Контракт может содержать условия о сроке гарантии на достигнутый результат по экономии, который продолжается от одного до трех лет. В течение этого периода исполнитель несет ответственность в случае нарушения эффекта бережливости. Разумеется, без обучения персонала специальным условиям эксплуатации оборудования рассчитывать на сохранение результата экономичности на долгий срок не приходится. Помимо этого, обязательно должно проводиться техническое обслуживание всех приборов.

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды: судебная практика

Поправки в отношении ОДН повлекут за собой собственную практику судебного порядка. До момента, когда задуманные изменения начнут действовать как положено, потребуется утрясти многие нюансы.

Что касается наработок, предшествовавших корректировке ранее действующих норм, то таковые весьма обширны и охватывают почти всю территорию Российской Федерации. Отметить можно судебную практику Президиума ВС РФ № 4 от 23.12.2015. В частности, в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствия общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН. Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной из источников централизованного водоснабжения.

Но в то же время ВС Российской Федерации установил, что количество канализационных стоков должно определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения. Но такого норматива нет. Следовательно, оплаты общедомовых нужд на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной. Еще один важный момент касается внедрения общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить коллективные приборы учета на здание.

Если сами жильцы не решают вопрос со счетчиком, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания. При этом плата за установку прибора вносится собственниками равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленного расчета.

Определение ВС РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013 разрешило спор. Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить требуемую сумму можно в течение пяти лет. Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.

Может ли жильцами не вноситься оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме

За несвоевременную оплату общедомовых нужд существует такая же ответственность перед законодательством, как и за игнорирование счетов по услугам ЖКХ, которые были использованы собственниками в жилых помещениях.

Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.

Таким образом, владельцы помещений заинтересованы в том, чтобы разобраться с показателями коллективных счетчиков и пытаться понизить их законными методами, а не просто игнорировать потребление ресурсов на совместные цели. Логично, что ОДН также приравниваются к коммунальным услугам, которые используются при эксплуатации общих помещений МКД, и оплату за них должны совершать все собственники дома.

Как может быть уменьшена оплата расходов на общедомовые нужды

Что сделать, чтобы уменьшить размер оплаты общедомовых нужды? Выход есть. Правительство Российской Федерации считает, что важно правильно и грамотно учитывать потребляемые ресурсы. Для этого создана инновационная технология – специальный прибор, который передает сведения о потреблении ресурса со всех квартир дома. Первоначально введение данного метода потребует значительных материальных затрат, но это необходимо обеспечить средствами УК. Такой шаг будет выгоден, в первую очередь, самому предприятию, так как его плата за общедомовые нужды значительно снизится.

Мнение эксперта

Работа с претензиями по оплате общедомовых нужд

Александр Рыжов ,

руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности

По вопросу оплаты общедомовых нужд поступает немало претензий. Чтобы рассмотреть их и проанализировать для принятия грамотного и разумного решения, необходимо выделить следующие моменты:

  • ежемесячный размер потребления ресурса согласно показаниям общедомового счетчика;
  • объем расхода того же источника, который отображают индивидуальные приборы учета, суммированный с начислениями по среднемесячному использованию и нормативами для тех собственников, которые устройств регистрации не имеют (цифру следует взять за тот же период);
  • формулу, по которой определяется стоимость коммунальной услуги, потребленной на нужды дома;
  • расчет размера платы по каждому помещению (по месяцам);
  • электрооборудование, которое является общедомовым имуществом МКД, его мощностные характеристики и режим работы;
  • конкретное оборудование, подключенное к каждому коллективному счетчику, и принцип его работы;
  • площади всех индивидуальных помещений в доме (при отсутствии общественного прибора учета – площади совместного имущества).

Время от времени важно проверять как общее устройство для измерения ресурсопотребления, его состояние, пломбы, соблюдение сроков проверки, схему подключения и прочие детали, которые могут влиять на его работу, так и индивидуальные – сроки поверки, соответствие фактических сведений передаваемым плательщиком, номер устройства и схему подсоединения, целостность пломб. Также обязательному контролю на наличие повреждений и неразрешенных подключений подлежат инженерные сети в доме.

Когда вся необходимая информация будет получена, ее следует показать тем, кто обратился с жалобой. Им следует предоставить результаты потребления ресурса согласно показаниям коллективного счетчика, данные о пользовании ресурсом в каждом помещении. Все сведения должны быть переданы владельцам, чтобы они убедились в их правильности либо указали на их неверность. Только при внимательном анализе можно будет проверить, есть ли ошибки в начислении платежа за общедомовые нужды. Следует убедиться, что все без исключения помещения в здании включены в расчет оплаты общедомовых нужд. Ведь если какие-либо из площадей не учитываются при определении стоимости услуги на коллективные потребности, то бремя расходов на их содержание ляжет на плечи всех остальных жильцов.

Самые распространенные случаи, которые влияют на завышение расчетной цифры:

  • воровство коммунального ресурса (либо потребление его без договора, так называемые неучтенные помещения);
  • энергетическая неэффективность;
  • представление недостоверных индивидуальных показаний.

Оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: мифы об ОДН

В некоторых моментах, когда оплата общедомовых нужд значительно выше стоимости всех коммунальных услуг, которые использует собственник жилого помещения многоквартирного здания, возникает логичное недовольство. В связи с этим создается большое количество споров и конфликтных ситуаций с управляющими организациями. Когда в соответствии со стандартами ФЗ «Об энергосбережении» в многоквартирных домах монтируют счетчики на газ, воду, отопление и т. д., они отображают только реальный расход, в том числе и потребление собственниками жилых помещений. Ежемесячно сотрудник из компании, обеспечивающей ресурсами управляющую организацию, приходит к месту установленного прибора и снимает показания. Эти сведения являются базой для вычисления оплаты общедомовых нужд многоквартирного дома. Этот итог сравнивается с суммарной цифрой приборов, которые установлены в квартирах, по различным видам услуг. Таким образом, управляющая компания имеет возможность вычислить потери ресурсов. Разница между общедомовым счетчиком и теми, которые установлены в квартирах, будет в обязательном порядке. Если такой прибор в многоэтажном доме отсутствует, то данные потери будут являться расходами компании – поставщика ресурсов. А если счетчик имеется, то оплату общедомовых нужд осуществляют собственники помещений здания.

Таким образом, размер коллективного потребления является разницей между числом, регистрирующим расход ресурса исходя из общедомового счетчика, и суммарным показателем индивидуальных приборов. Законодательством нашей страны принят порядок оплаты общедомовых нужд собственниками жилых помещений. (Постановление Правительства Российской Федерации № 354).

Большинство владельцев квартир считает, что показатели коллективных счетчиков на здании отражают только свет в местах общего пользования, воду в подвальных помещениях и т. д. На практике же размер оплаты общедомовых нужд подразумевает и расчет потребления ресурсов сверх требуемой нормы для эксплуатации многоквартирного дома. Часто это расходование осуществляется за счет неприменяемых помещений, в возросшую цену включается кабельное ТВ и Интернет.

Важным фактом является то, что управляющая организация зачастую завышает уровень оплаты общедомовых нужд из-за желания получить легкие деньги, нажиться на собственниках жилых помещений. Из-за большого количества появившихся судебных разбирательств между владельцами и УК такие случаи стали происходить значительно реже. Необоснованного завышения уровня оплаты общедомовых нужд можно избежать, если активно принимать участие в снятии показателей коллективных приборов на здании. Каждый собственник жилого помещения имеет право контролировать и проверять журналы учета общедомовых счетчиков.

Необходимо развеять и популярный миф о том, что одни владельцы квартир платят за других, за тех, кто не желает ставить в своих квартирах приборы учета и не передает точные значения используемых ресурсов ежемесячно. Это мнение ошибочно, так как жильцы, которые не сообщают в управляющую компанию точных цифр об используемых ресурсах, оплачивают услуги «по среднему», управляющая компания начисляет таким гражданам расход по нормативам. Но возможна и другая ситуация, в которой такие собственники будут потреблять ресурсы сверх меры, абсолютно неэкономно. Тогда их перерасход будет разделен между всеми владельцами помещений данной многоэтажки как оплата общедомовых нужд.

Такую ситуацию с неэкономным использованием ресурсов не нужно путать с наличием собственников-должников. Те суммы, которые они не оплачивают в установленный срок, являются их индивидуальным долгом и не переадресуются другим жильцам.

Вложенные файлы

  • ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР.docx

Сюда входит не только тот свет, который горит в подъезде, как думают некоторые жильцы. Речь идет об объеме электричества, который требуется для работы лифтового хозяйства, установленных систем сигнализации, домофонов и т.д. Так как каждый жилой дом имеет определенные технологические потери, связанные с имеющимися внутридомовыми приборами общего пользования, счет в каждом случае будет индивидуален, но имеет общие правила и формулы.

Все и всегда оплачивали подобные общедомовые нужды, только в старом законе, который действовал до 1 сентября 2012, оплату можно было выполнить пропорционально тому, сколько указывалось на индивидуальное потребление, что многих не устраивало и стало причиной внесения изменений в закон.

Закон об ОДН на электроэнергию в 2016, 2017, 2018 и 2019 году, предполагает оплату, основываясь на квадратуре жилья, находящегося в пользовании собственником.

Расчет ОДН за электроэнергию формула. Как начисляется и как рассчитать

Методика подсчетов, которые представлены в этой статье и , основывается на правительственном постановлении Российской Федерации от 06.05.2011 года под номером 354.

Для начала складывается каждое полученное показание потребителя, снимаемое в период 23 – 25 числа каждого месяца. Отметим, что лучше иметь индивидуальные приборы , чтобы меньше платить за свет. Получившееся значение расхода суммируется с нормативом, которые был потреблен по расчетному периоду по тому нормативу, который имеется для квартиры, не имеющей прибора учета. Далее берется значение всей электроэнергии, которая поступила на многоквартирный дом, что указывается на специальных общедомовых приборах учета.

Одно значение отнимается от другого и получается значение израсходованного электричества на весь дом. Когда определен объем ОДН, и он не превышает показания по счетчику, и к распределению нет нареканий, выполняется распределение на каждый из лицевых счетов в доме, в том числе и на нежилые помещения, к примеру, офисы. Остается умножить на установленный тариф полученное после распределения по собственникам помещений дома значение и будет цифра, указываемая в квитанции.

Общедомовые нужды на свет как контролировать

Хоть вопрос и актуальный, ответы на него трудно найти. В большинстве случаев, рекомендуется держать под контролем процесс снятия показателей на всех приборах учета для чего жильцы должны создать инициативную группу, которая с управляющей компанией будет снимать показания со счетчиков и проверять получаемые значения, что препятствует выставлению завышенных счетов.

Общедомовые нужды на свет оплачивать или нет

Нужно ли платить и какова судебная практика по счетам, которые явно завышены, можно узнать у юристов, но и так понятно, что платить или не платить неуместный вопрос, ведь платили и платят все, просто в наши дни появилась возможность видеть конкретные цифры и то, куда направляется та или иная сумма, а раньше все входило в один счет и никакой подробной информации не было возможности получить.

Норматив потребления электроэнергии без счетчика ОДН

Нормативы по ОДН за электроэнергию РФ в московской области, ивановской, Башкортостан, нижегородской, Перми, Челябинске, волгоградская область и другие, это значение, устанавливаемое городской администрацией в соответствующем постановлении или областью. Примечательно, что он будет действовать в любом доме, в том числе и в ситуации, когда на дом не ставили общий счетчик.

Чтобы узнать точное значение, требуется обратиться по e-mail, отправить обычной почтой письмо или позвонить по телефону Электросбыта в конкретном городе, что узнать тарифы на электроэнергию с 1 января 2016 года для льготников, инвалидов и общей группы населения.

Как платить ОДН за свет и по электроэнергии

Оплата идет по стандартной квитанции. Если нет счетчика, то все равно придется платить, но оплате не будет превышать имеющийся по региону норматив. Если это произошло, необходимо обратиться с жалобой в Электросбыт и получить перерасчет.

С 1.01.2017 в платежках исчезла отдельная строка затрат на общедомовые нужды. Отныне ОДН включаются в платеж за содержание общего имущества. Как в 2019 году происходит расчет общедомовых нужд?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аббревиатура ОДН в платежках стала уже привычной для потребителей. Большинство плательщиков уже разобралось в механизме начисления.

Но в 2019 году правила изменились кардинально. Как теперь рассчитывается плата за общедомовые нужды?

Важные аспекты

Раньше в составе общедомовых нужд отдельно оплачивался перерасход по электроэнергии, холодному/горячему водоснабжению, теплоэнергии.

С января 2019 года данные расходы включаются в состав оплаты за содержание жилья. Еще один немаловажный момент это изменение схемы начисления платежей за ОДН.

Прежде размер платы определялся как разница меж показаниями общедомовых счетчиков и суммой по показаниям индивидуальных приборов учета.

В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2019 года платежи за ОДН получили четкие пределы.

Плата не может превышать соответствующий норматив потребления на общедомовые нужды.

Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на и управляющую компанию.

Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома.

Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления.

В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН.

Что это такое

ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Под таковыми законодательством подразумеваются затраты, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.

При этом нужды могут быть разнообразными. К примеру, расходы на освещение включают в себя не только затрату энергии, но и замену лампочек или проводки.

Мытье подъездов и лестничных клеток предполагает трату воду. А отопление подъезда невозможно без затрат теплоэнергии.

В платежных документах подобные расходы часто прописываются просто как .

Хотя на практике данные услуги часто оказываются ненадлежащим образом или не оказываются вовсе. При этом показатель расхода определенного ресурса устанавливается на региональном уровне.

Но основная проблема это отсутствие возможности и желания со стороны управляющих компаний в отношении экономии таких ресурсов.

В итоге жильцы получают платежки с существенно превышенными нормами расходов.

Изменения законодательства ведут к тому, что теперь в платежках обязательно отображаются детали оплаты.

Норма установлена обновленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилье.

По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ это повлечет за собой более полное информирование граждан о составе расходов на оплату жилищных услуг.

Нормативы утверждаются региональными властями и могут отличаться в зависимости от субъектов РФ. Утвержденные нормативы должны публиковаться на сайте управляющей компании.

Возникающие нюансы

Благодаря нововведениям, вступившим в силу с 1.01.2017, собственники квартир получают возможность оптимизировать издержки при оплате услуг ЖКХ.

Любой владелец квартиры, знающий нормы потребления ресурсов, может оценить эффективность работы своей управляющей компании в сфере улучшения энергоэффективности жилья.

Становится возможной оценка объемов потребления ресурсов в самой квартире.

За счет точных данных приборов учета можно установить, где потребление чрезмерно и почему отопление одной квартиры обходится дороже другой.

Также собственники в многоквартирных домах получают возможность увидеть, во сколько обходится им содержание придомовых территорий и общих парадных.

Наглядное отображение расходов поспособствует решению вопросов, качающихся экономии ресурсов. Это в свою очередь поможет снизить размер платы по общим домовым нуждам.

Что входит в общедомовые нужды

Большая часть жителей многоэтажек под общедомовыми нуждами понимают:

  • освещение в домах подъездов и придомовых территорий;
  • затраты на уборку общих помещений;
  • расходы на отопление общей площади.

Но следует знать, что именно входит в ОДН. Кроме указанных расходов энергоресурсов в общедомовые нужды относятся:

  • работа лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования.

ОДН по водоснабжению это:

  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водосетей;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Иные расходы ресурсов в ОДН не включаются. Но и указанных вполне достаточно чтобы при ненадлежащем потреблении образовались значительные потери.

А поскольку теперь нельзя списать все расходы на жильцов, то управляющие компании напрямую заинтересованы в экономии ресурсов и обеспечении надлежащего их использования.

Как рассчитывается электроэнергия (формула)

Величина оплаты ОДН по электроэнергии во многом зависит от наличия/отсутствия общедомового прибора учета.

При отсутствии счетчика электропотребление рассчитывается по нормативам, учрежденным еще в 2012 году.

Нормативы будут пересмотрены только к июню 2019 года. Как начисляется электроэнергия по ОДН сейча с?

Если в многоквартирном доме имеется общий счетчик, то общедомовые нужды рассчитываются представителем Энергонадзора вместе с представителем дома, выбранным общим собранием жильцов.

Основой становится разница меж показаниями общедомового счетчика и общей суммой показаний индивидуальных счетчиков.

В общую сумму включаются и значения, рассчитанные по нормативам для квартир, не оборудованных счетчиками. Полученная разница делится на всех владельцев квартир с учетом занимаемой площади.

Формула определения ОДН при наличии общедомового счетчика выглядит так:

При отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии ОДН определяется по утвержденным нормативам.

Формула такова:

Другие коммунальные услуги ОДН (тарифы)

Что касается других коммуслуг по ОДН, то имеет значение расход потребления воды. До 2019 года жильцы оплачивали весь перерасход.

В 2019 году ситуация должна измениться. После утверждения нормативов, общедомовой расход воды будет оплачиваться не более утвержденного тарифа.

При определении нормативов в расчет будут приниматься такие технические и конструктивные особенности многоэтажек как:

  • этажность;
  • износ инженерных систем;
  • вид системы водоснабжения;
  • оснащенность дома оборудованием.

Нормативы по расходам коммунальных услуг на содержание общедомового имущества будут рассчитываться на основании норматива, который каждый субъект РФ должен установить до 1.06.2017.

То есть пока говорить о средних тарифах по РФ нельзя. Это станет понятно после утверждения значений на всей территории России.

Для установления средних нормативов специалистам потребуется установить общий счетчик на многоквартирный дом и высчитать разницу меж общими и индивидуальным потреблением.

Видео: плата за общедомовые нужды

Только сравнив показания по десяткам и сотням тысяч объектом, приняв во внимание их технические особенности, можно будет сделать расчет норматива потребления и определить средний тариф на ОДН.

К сведению! С января 2019 года в домах, где плата ОДН превышает нормативы или показания не могут быть определены по причине отсутствия счетчиков, жильцы могут оплачивать услуги по норме. Все излишние расходы оплачивает УК.

Как производится оплата

Согласно плата за ОДН в 2019 году начисляется и указывается в счете, выставляемом ТСЖ или УК, являясь частью оплаты за содержание жилого помещения.

Теперь ОДН не может включаться в оплату воды или электроэнергии исходя из площади помещения.

Но при этом платеж по ОДН не может превысить норматива потребления на общедомовые нужды, учрежденного региональным законодательством.

При этом законодательство не дает четкого ответа на ситуацию, когда норматив превышает фактическую сумму.

Но в четко указано, что плата по ОДН должна осуществляться не ниже норматива.

Судебная практика

Изменения относительно ОДН повлекут за собой собственную судебную практику. До момента, когда задуманные поправки начнут действовать, как положено, потребуется «утряска» многих нюансов.

Что касается практики, предшествовавшей изменению ранее действующих норм, то таковая весьма обширна и охватывает практически всю территорию РФ.

В частности в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН.

Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной источников централизованного водоснабжения.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча