05.03.2020

Конфликт интересов на государственной службе примеры. Конфликт интересов. Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промыш


Конфликт интересов на государственной службе в последнее время получает все большую огласку и требует постоянной работы по разрешению подобных ситуаций и их недопущению. В статье мы рассмотрим актуальные аспекты данного вопроса.

Конфликт интересов на государственной службе

В первый раз термин «конфликт интересов» относительно госслужбы появился в 2001 году в одобренной Президентом Концепции реформирования системы государственной службы России.

Общее значение конфликта интересов на государственной службе относительно гражданской госслужбы детализировано в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (статья 19). Из текста статьи можно узнать, что конфликт интересов на госслужбе - это следующие обстоятельства:

  1. Когда собственные интересы госслужащего оказывают влияние или могут повлиять на выполнение им своих профессиональных обязательств,
  2. Когда появляется или может появиться противоречие между частными интересами госслужащего и законодательно установленными правами и интересами физических или юридических лиц, общества, государства,
  3. Когда такое противоречие обуславливает или может обусловить нанесение ущерба правам и интересам физических или юридических лиц, общества или государства.

Частными интересами (личной заинтересованностью) в этом контексте толкуется материальная выгода - в виде получения каких-либо материальных ценностей, благ, услуг как для самого госслужащего, так и для членов его семьи и ближайших родственников, а также для юридических лиц (фирм), с которыми госслужащий может быть взаимосвязан.

Конфликт интересов на государственной службе делится на 2 разновидности:

  • организационный конфликт;
  • личный конфликт.

Организационный конфликт интересов появляется и существует в условиях, когда какое-либо юридическое лицо, оказывающее услуги государству, имеет необъективные конкурентные преимущества перед другими поставщиками услуг.

Не знаете свои права?

Личный конфликт интересов - это несоответствие между частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачами, выполняемыми им.

Конфликт интересов на муниципальной службе

В 2008 году в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ была внесена статья 14.1, посвященная особенностям конфликта интересов применительно к муниципальной службе. Эта же статья содержит понятие служебного конфликта, которое почти слово в слово совпадает с формулировкой закона «О государственной гражданской службе РФ». Единственное различие содержится в субъекте применения - госслужащий на гражданской службе или муниципальный служащий.

В дальнейшем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе получило развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Особенности конфликта интересов конкретизированы в статье 10 этого нормативного акта.

Так же как и в законе «О государственной гражданской службе РФ», в законе «О муниципальной службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» частная выгода работника муниципальной службы определяется как корыстная заинтересованность в получении каких-либо благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него профессиональных служебных задач.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе

Анализ ежегодных прокурорских докладов, который провели в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, позволил определить наиболее типичные нарушения закона, связанные с конфликтом интересов на государственной службе . Рассмотрим те из них, что встречаются чаще всего в повседневной жизни.

  1. Конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.
  2. Конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у госслужащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми госслужащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления.
  3. Конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим госслужащим или его близкими от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.
  4. Конфликт интересов, связанный с судебными тяжбами и имущественными долгами.
  5. Конфликт интересов, связанный с выполнением другой возмездной работы.
  6. Иные ситуации.

Важно! Первоочередным способом разрешения любой ситуации конфликта интересов должно быть сообщение служащего о присутствии частного интереса, направленное своему работодателю (нанимателю) и непосредственному руководителю. Уведомлять нужно письменно (к примеру докладной запиской).

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Комиссии по урегулированию конфликта интересов организовываются, чтобы контролировать выполнение работниками госслужбы условий, налагаемых на их поведение. Такие комиссии формируются и работают на основании Положения, принятого в соответствии с указом Президента РФ. С 2010 года функционирует указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 г. № 821.

Состав комиссии должен исключать риск образования конфликта интересов, оказывающего влияние на проводимые комиссией мероприятия и выводы по их итогам. В комиссию по урегулированию конфликта интересов включаются: представитель нанимателя, а также получившие соответствующие полномочия госслужащие, в том числе представители юридической службы, отдела кадров, подразделения, в котором госслужащий - сторона конфликта занимает должность, приглашенные независимые эксперты.

Новое Положение о комиссиях относительно прежнего значительно расширило их компетенцию. Теперь комиссии рассматривают не только вопросы нарушения требований к служебному поведению и присутствия личной заинтересованности, но и проверяют достоверность сведений, предоставляемых кандидатами на вакансии госслужбы, разбирают заявления госслужащих о невозможности предоставить информацию о доходах.

Настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Верховный суд опубликовал два очередных обзора практики, на этот раз один из них посвящен спорам о конфликте интересов и другим взаимоотношениям бизнеса и чиновников, а второй - трудоустройству бывших госслужащих. Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, сделанных судьями выводов.

Верховный суд обобщил практику по делам о по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, конфликте интересов и другим нарушениям требований законодательства о противодействии коррупции. В первый обзор вошли наиболее интересные и важные решения судов всех инстанций по делам о привлечении работодателей к административной ответственности за период с 2014 по 2016 год, а во втором документе за тот же период ВС РФ сделал выводы в отношение того, что считать конфликтом интересов. Основное внимание судьи уделили вопросам административной ответственности, как самих чиновников, так и бизнесменов-работодателей.

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.29 КоАП РФ , в частности, к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами. Аналогичная ответственность предусмотрена при трудоустройстве бывшего чиновника, если оно произошло с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ. При этом, у представителя нанимателя (работодателя) не возникает такой обязанности в том случае, если бывший чиновник осуществляет свою трудовую деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Конфликт интересов

Верховный суд проанализировал применение судами антикоррупционного законодательства при разрешении споров, касающихся привлечения чиновников к дисциплинарной ответственности за попытку утаить возможный конфликт интересов, стороной которого они выступали. В данной категории дел суды "в отдельных случаях" допускают ошибки, как отмечено в документе ВС РФ, поэтому судьи сочли необходимым высказать свою правовую позицию. По их мнению, обобщение практики вместе со сделанными выводами, позволит обеспечить единообразный подход к разрешению таких споров. Суд напомнил, что:

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией. При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов. Три суда установили наличие конфликта интересов и указали, что чиновник не принял мер по его недопущению, а также письменно не уведомил об этом работодателя.

Но коллегия по гражданским делам ВС РФ сделала на этот счет другой вывод. Судьи указали, что обращаясь в суд с заявлением об установлении конфликта интересов, стороной которого выступает муниципальный служащий, сотрудник прокуратуры указал на то, что его личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение обязанностей первого заместителя главы администрации. и что чиновник не попытался избежать конфликта, предупредив свое начальство. Данные действия являются правонарушением, которые влекут увольнение с муниципальной службы, отметила коллегия ВС, но отметила, что это не является спором о конфликте интересов. Поскольку, заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение чиновником дальнейшей службы, а также с оспариванием итогов аукционов. В тексте документа сказано:

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов. В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя. Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание. Таким образом, конфликт интересов все же возник. Суд указал, что пристав была должна проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий.

Конфликты интересов на государственной службе - это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства. Конфликт интересов на государственной также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на Примеры личной заинтересованности - это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы. Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов. Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • характера или служебную информацию.

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе - это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.

Конфликт – это конфронтация, возникающая между участниками коммуникативного процесса из-за различий во взглядах, установках, интересах, убеждениях, ценностных ориентирах, целях. Конфликт считается наиболее острым способом урегулирования противостояния. Он заключается в противодействии сторон и часто сопровождается негативными эмоциями, действиями, выходящими за рамки общепринятых норм. Противоборства неизбежны в любых сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо изучить методы разрешения конфликтов, чтобы снизить их деструктивное воздействие и минимизировать риск негативных последствий.

Конфликт интересов

Сфера эскалации конфликтных ситуаций, когда сталкиваются цели противоборствующих сторон, многообразна и отличается содержанием, объектом и предметом отношений. Условия для зарождения конфронтации, вызванной конфликтом интересов, могут быть разными, при этом всегда присутствует несовпадение личных целей и задач организации, компании, где трудится человек.

Конфликт интересов, что это такое?

Конфликтом интересов именуется противоречие, возникающее между персональными интересами индивида и его профессиональными обязанностями, служебными полномочиями. Наличие такого противоречия может повлиять на беспристрастность и непредвзятость при принятии решений, на действие или бездействие при исполнении должностных инструкций, служебных полномочий и профессиональных обязанностей.

Конфликт интересов примеры могут наблюдаться не только при несении должностным лицом государственной службы, но и при работе в частном бизнесе. В этом случае, противостоянием интересов будет называться противоречие, возникающее, когда отдельный индивид или организация в целом работает одновременно в нескольких различных направлениях и задачи этих направлений деятельности расходятся между собой.

Конфликт интересов пример его можно встретить в профессиональной сфере на каждом шагу в ситуациях, когда персональные интересы работника противоречат интересам и целям предприятия, на котором он работает. Ситуации, порождающие конфликт интересов, наблюдаются повсеместно. Они возникают между членами одного класса, участниками семейных взаимоотношений, в группах единомышленников, среди коллег. Конфронтации, основанные на противоборстве целей участников взаимодействия, могут появляться вне зависимости наличия неприязни между индивидами. При любых обстоятельствах, такое явление как конфликт интересов необходимо незамедлительно пресекать, поскольку оно ведет к ущемлению интересов организации в целом.

Кроме того, ситуации конфронтации могут возникать при ограниченности средств для достижения намеченных задач. Избытком интересов вступает в противоречие с дефицитом ресурсов, необходимых для удовлетворения коллективных и персональных потребностей.

Итак, отвечая с правовой точки зрения на вопрос конфликт интересов, что это такое, можно вывести следующее определение.

Конфликт интересов является общепринятым в теории права термином, который обозначает ситуацию, когда один индивид одновременно может иметь два несовместимых интереса. При этом один интерес будет защищаемым, а удовлетворение другого интереса может причинить ущерб защищаемому интересу. К защищаемым интересам относятся интересы частного порядка и публичные, которые включают потребности неограниченного круга отдельной категории приватных лиц (акционеры, инвесторы). В правовой доктрине описываемая концепция сегодня получила широкое распространение.

В целом конфликту интересов в области предпринимательства присуще наличие трех объективных составляющих: двойственность потребностей, крупный ущерб, неправомерный поступок или его сокрытие и объективная связь между ними.

Обычно конфликт интересов возникает:

— как личное противостояние интересов и как организационное противоборство интересов;

— в ситуации, когда персональные интересы индивида, такие как: частные финансовые активы и профессиональные взаимоотношения вне организации, вступают в мнимую или реальную конфронтацию с выполняемыми им служебными обязанностями, называется личным конфликтом интересов. Организационный конфликт наступает, когда: организация из-за иных видов деятельности не в состоянии предоставлять услуги объективно;

— беспристрастность организации нарушается либо может быть нарушена при выполнении обязательств, возложенных на нее;

— появляются у этой организации чрезмерно большие конкурентные преимущества.

Конфликт интересов пример можно привести следующий. Несовместимость интересов чаще всего наблюдается на государственной службе, когда индивид, обязанностью которого является принятие решений об использовании бюджетных средств, имеет какие-либо взаимоотношения с фирмой, предприятием, организацией, являющейся одним из номинантов на получение таких средств в случае проведения конкурсных торгов.

Урегулирование конфликта интересов считается одной из первостепенных задач антикоррупционных механизмов и одновременно с этим, средством обеспечения надлежащего протекания служебных правоотношений.

Сегодня при создании модели внутрикорпоративного поведения многие коммерческие предприятия включают в нее описание возможных конфликтов потребностей и способы их предотвращения. Среди наиболее часто встречающихся потенциальных ситуаций конфронтации можно выделить следующие:

— разглашение конкурирующим (заинтересованным) фирмам, компаниям конфиденциальной корпоративной информации;

— использование возможностей, которые предоставляет организации, в ущерб этой организации ради осуществления собственных целей и интересов;

— принятие займов и презентов от клиентов либо поставщиков, что ведет к появлению определенных обязательств, противоречащих задачам и потребностям организации;

— связь с конкурирующими компаниями, клиентами либо поставщиками с целью получения выгоды для собственной персоны или близких.

Особое внимание необходимо обратить на урегулирование конфликта интересов, рождающегося на государственной службе в зарубежных странах. Мировая практика рассматривает такие противоречия в трех формах: непотизма, кронизма и встроенного лоббизма.

Непотизм заключается в предоставлении постов и должностей особам, с которыми наниматель пребывает в родственных связях и взаимоотношениях.

Кронизм обнаруживается в назначении государственными служащими на высшие государственные посты своих приятелей, интимных партнеров или бизнес коллег. Встроенный лоббизм наблюдается, когда представитель частного предпринимательства получает должность в той области государственной службы, в которой он осуществляет свой бизнес.

Разрешение конфликтов

Психологи и конфликтологи, работающие в области нахождения решений по урегулированию ситуаций конфронтаций предлагают следующие методы разрешения конфликтов.

В первый черед, они рекомендуют удержаться от продолжения противостояния. Теоретики в области конфликтологии советуют предпочесть открытое соревнование конфронтации. В соответствии с предварительной договоренностью, победителю такого соревнования отдается объект конфликта, а проигравшей стороне приходится добровольно отказаться от обладания объектом противостояния. Данный вариант считается одним из наиболее приемлемых.

Можно добровольно уступить предмет спора. Этот способ более эффективен при разрешении личных конфликтов, поскольку в масштабе организации подобные действия могут привести к серьезным финансовым убыткам.

Наиболее эффективный способом считается нахождение компромисса. Лучше приложить усилия для поиска компромисса, нежели тратить силы на ругань. Этот способ актуален, когда участвующие в противостоянии стороны обладают ресурсами, временем и желанием найти оптимальное решение, удовлетворяющее потребности всех оппонентов, в результате которого будут исчерпаны все противоречия.

Отдельно следует выделить способы урегулирования конфликтов интересов, обусловленных службой в государственных органах. Таких методов выделяют четыре: превентивный, метод раскрытия информации, добровольный отказ, мониторинг.

Превентивный метод заключается в предотвращении зарождения ситуации противостояния интересов. Этот способ считается наиболее самый эффективный с точки зрения борьбы с коррупцией. Примером описываемого метода может служить отказ чиновника, назначенного на должность, от части в капитале предприятия.

Метод раскрытие информации предполагает финансовый контроль. Все государственные служащие обязаны ежегодно декларировать доходы и имущество, находящиеся в их частной собственности.

Добровольное отречение от участия в процедуре принятия решения, которое связано с появлением конфликтов интересов. К таким действиям могут вынудить государственного служащего нравственные воззрения, профессиональная этика, действующее законодательство.

В системе государственных органов специально уполномоченными организациями, направленными на борьбу с коррупционными деяниями, проводится мониторинг. Такие организации следят за соблюдением предписаний законодательной базы, требований к поведению должностного лица и разрешением конфликтов интересов.

Грамотное и своевременное урегулирование конфликтов является залогом психического здоровья людей, поскольку любые конфронтации порождают противоречия, раздвоенность, дисгармонию в коллективе. При этом конфликты являются также необходимым условием сплочения коллектива и выведения его на качественно новый виток развития.

Умение управлять конфликтами считается важным навыком для преуспевающего руководителя. Ведь, как говорится, незнание аспектов регулирования конфликтов в коллективе не освобождает начальство от ответственности.

Конфронтации в организациях классифицируются по направленности и бывают горизонтальными, вертикальными и смешанными.

Горизонтальные конфликты вызываются конкуренцией и сравнением. Вертикальные – наблюдаются между индивидами, находящимися в подчинении, то есть между начальством и подчиненными. Смешанные конфронтации соответственно – это вертикальное и горизонтальное противоборство одновременно.

Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива возможно при условии:

— признания факта существования ситуации конфронтации, наличие противоборствующего участника и его претензий;

— отчетливого представления о содержании противоречивых интересов;

— подготовки оппонентов к принятию конкретных общих норм поведения.

Для каждого руководителя, если он заботится о процветании своей организации, очень важно, чтобы в коллективе психологический климат оказывал благотворное воздействие на характер и качество коллективной деятельности работников.

Сегодня одним из главных условий плодотворной деятельности руководителя считается его социально-психологическая осведомленность, составляющей которой выступает конфликтологическая подготовленность и компетентность.

Конфликтологическая компетентность, грамотное и эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива включает в себя:

— осознание природы столкновений, разногласий, конфликтов между субъектами;

— выработка у себя и работников конструктивного отношения к противоречиям в организации;

— владение навыками неконфликтного коммуникативного взаимодействия в сложных ситуациях;

— умение анализировать и объяснять зарождающиеся проблемные ситуации;

— умение развивать полезные начала возникающих противоборств;

— наличие навыков управления явлениями конфронтаций;

— умение предвосхитить возможные следствия конфликтов;

— наличие навыков ликвидации негативных следствий противоречий;

— умение конструктивно регулировать столкновения, ссоры, споры и конфликты.

Урегулирование конфликтов вынуждает руководителей выступать третьей стороной. Другими словами, начальник является посредником, который стремится восстановить в коллективе психологический баланс. Деятельность руководителя в качестве посредника включает в себя оценку и проведения анализа ситуации, а также непосредственно урегулирование конфликта.

Анализ и оценка ситуации конфронтации заключается в получении информации о предмете столкновения, сбор сведений о нем, изучение получен данных, проверку их достоверности, разбор конфликтной ситуации.

Процесс разрешения противоречий включает выбор средств для урегулирования, типа посредничества, воплощение выбранного метода, уточнение данных и принимаемых решений, снижение или снятие послеконфликтной напряженности во взаимоотношениях оппонентов, разбор опыта управления конфликтом.

Однако сегодня наиболее остро встает проблема не разрешения конфликтов в профессиональной сфере, а умение урегулировать разногласия, возникающие в подростковой среде.

Много лет психологи, социологи изучают проблемы пубертатного периода, но по сей день есть множество неразрешенных вопросов. Подростковый возраст считается самым конфликтным и особо чувствительным возрастом. Дети, достигая пубертатного периода, пытаются жить обособленно от взрослых, они создают особую субкультуру, которая основывается на определенных нормах, моральных установках, убеждениях. Она характеризуется специфическими формами поведения, неординарной одеждой, своеобразным языком, оригинальной символикой, атрибутами и ритуалами. Эта субкультура непонятна взрослым, которые считают подростков детьми, неспособными принимать самостоятельные решения, иметь серьезные чувства. Непонимание взрослых является одной из ключевых составляющих разногласий в подростковой среде.

Конфликты играют значимую роль в образовании новых качеств характера и в личностной трансформации.

Конфликтное взаимодействие в пубертатном периоде происходит в трех направлениях: подросток – подросток, подросток – родители и подросток – учителя.

В среде подростков конфликтное взаимодействие базируется на противоборстве, целью которого является лидерство. Здесь основными факторами конфликтного поведенческого стиля выступают статус, уровень притязаний () и .

Противоречия между значимыми взрослыми (родителями) и детьми подросткового возраста обусловлены изъянами в воспитании, деструктивностью внутрисемейных взаимоотношений, индивидуально-психологическими трансформациями в развитии детей. Конфликтный поведенческий стиль у подростков наблюдается тогда, когда взрослые не учитывают их возрастные изменения, индивидуальные особенности, когда не меняется содержание и форма коммуникативного взаимодействия взрослых.

Педагогические конфликты характеризуются особенностями, связанными со спецификой учебного процесса, отличиями в возрасте и статусе сторон.

Пример конфликта и его решение в школе. Ученица старшей школы характеризуется плохой успеваемостью, она груба и агрессивна во взаимодействии с педагогом. На уроке школьница мешает одноклассникам выполнять задания учителя, бросает в детей бумажки, на замечания педагога не реагирует.

Конструктивным решением описанной проблемы будет следующее. После игнорирования замечаний учителя девочкой, педагог мог выйти из сложившегося положения, сказав в ее адрес что-нибудь ироничное. Например, «Ольга сегодня с утра мало овсянки съела, поэтому дальность и меткость броска страдает, последняя бумажка не долетела до Пети». После этих слов можно продолжать дальше спокойно вести урок дальше. По окончанию урока необходимо обговорить с ребенком сложившуюся ситуацию, продемонстрировать девочке понимание, свое доброжелательное отношение и желание помочь. На последующих уроках рекомендуется этой ученице уделять больше внимания, поощрять ее ответы похвалой, доверять ответственные поручения.

Таким образом, можно вывести единый алгоритм конструктивного разрешения школьных конфликтов:

— в первый черед, необходимо соблюдать спокойствие;

— во-вторых, следует проанализировать ситуации без превратности;

— в-третьих, важно соблюдать открытый диалог между оппонентами, уметь выслушать противоборствующую сторону, спокойно изложить собственную точку зрения на возникшую проблему;

— в-четвертых, нужно обнаружить общие цели и методы решения проблемы, которые позволят прийти к этим целям;

— в-пятых, следует обязательно подвести итоги, позволяющие в дальнейшем избежать подобных столкновений.

Разрешение конфликтов в подростковом возрасте можно достичь тремя способами: подавлением, уступками (компромисс) и сотрудничеством.

Вопреки расхожим мнениям разрешение подростковых конфликтов при помощи подавления не всегда так плохо. Например, в сложных экстремальных ситуациях. Подавление заключается в возложении ответственности на собственные плечи в положительном его значении. Однако злоупотребление этим стилем управления конфликтами ведет к развитию подчинения из-за , озлобленности, скрытности, неспособности принимать решения.

Компромиссный способ урегулирования конфликтного процесса, заключается во взаимно направленных уступках.

Способ разрешение разногласий при помощи сотрудничества основывается на взаимном уважении сторон, коммуникативности и принятии конструктивных решений.

Разрешение конфликтов также в подростковом возрасте можно достигнуть и при помощи нижеприведенных приемов:

— творческого подхода (превращение проблемы в потенциальную возможность для себя);

— оптимального самоутверждения, заключающегося в нападении на конкретную проблему, а не на индивида;

— управления эмоциями;

— распознавания личностных установок, являющихся помехой к беспристрастному взгляду на предмет столкновения;

— выработки альтернатив;

— эффективного планирования, разработки вариантов стратегий (переговоры);

— посредничества.

Решение конфликта

Как бы люди не стремились избежать столкновений в ежедневном бытие, это невозможно. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. А потому, нужно изучать механизмы возникновения противоречий, знать возможные направления протекания и развития конфронтаций, а также владеть способами их предотвращения и решения.

Выбор способа предупреждения и управления противостоянием обусловлен эмоциональной устойчивостью личности, имеющихся доступных средств защиты собственных интересов, объема располагаемых полномочий и ряда других факторов.

Кроме того, нужно понимать, что от выбранного способа разрешения противоречий зависят, какими будут последствия конфликтов.

Пример конфликта и его решение в семейных взаимоотношениях. В семье молодоженов, проживающей на территории родителей одной из сторон, возникает между супругами конфликт из-за разногласий по поводу ведения быта: мужчина убежден, что всю домашнюю работу должна выполнять супруга по причине того, что она женщина. Супруга, в свой черед, считает, что ведением быта должны заниматься оба партнера в зависимости от загруженности на работе и наличии свободного времени. Если супруги выберут деструктивную модель поведения в столкновении, то в противостояние вовлекутся еще и родители, проживающие вместе с ними, вследствие чего конфликт может достичь таких масштабов, когда разрешить его без потерь будет невозможно.

Конструктивное решение конфликта возможно при соблюдении нижеприведенного универсального алгоритма. Первым шагом по урегулирования насущного проблемного вопроса будет установление доверительной атмосферы, которая располагает к сотрудничеству. Другими словами, если жена начнет разговор с крика или упреков, конструктивно разрешить противоречие вряд ли удастся. Следующий этап – это согласование восприятия оппонентов. Здесь одной из противоборствующих сторон необходимо согласиться с аргументами другой, хотя бы частично. В противном случае другая сторона не захочет слушать аргументы оппонента. Согласие, пусть даже частичное, снизит стремление противоборствующей стороны доказывать собственную правоту и повысит ее желание выслушать собеседника. После того, как обе конфликтующие стороны выслушали аргументы друг друга и частично с ними согласились, можно переходить к следующему этапу – согласованию интересов оппонентов (поиск компромисса). Четвертый этап – это принятие решений, направленных на урегулирование конфликта и учитывающих интересы обоих участников. В этом случае, необходимо произвести разделение ежедневных бытовых обязанностей между супругами либо разделить домашние дела по дням недели. Последний шаг – это реализация, достигнутых договоренностей.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча