28.06.2024

Коломенское персоналии связанные с усадьбой. Музей-заповедник коломенское и его история. Храм Вознесения Господня


Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Территория “Коломенское” входит в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени.

Древнейший памятник Государева двора в Коломенском – – впервые упомянут в 1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного.
К XVI в., времени, когда в Коломенском сформировалась парадная великокняжеская резиденция, относятся стоящая рядом с церковью Вознесения , а также храм в Дьякове. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой 1547 г.
Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней резиденцией правившей фамилии. Дальнейшая история Государева двора в Коломенском – превращение его в парадную летнюю резиденцию, своеобразный «подмосковный Кремль» – связана с деятельностью царя Алексея Михайловича.

исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец (названный современниками «восьмым чудом света», «игрушкой, вынутой из ларца»), каменную дворцовую церковь , соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.
До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на , обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки. До наших дней дошли , где держали иноземные, в основном итальянские (фряжские) вина, и , служители которого занимались приготовлением традиционных русских напитков (кваса, пива, меда). Между и сегодня воссоздано здание .
Хозяйственные постройки располагались и в западной части Государева двора, около . Здесь археологами открыты и музеефицированы , воссозданы примыкавшие к воротам Стрелецкие караульни.
Важнейшей частью Государева двора были сады, в XVII в. весьма любимые русскими царями. В шести росли тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишни, кусты малины, смородины, крыжовника. Царь Алексей Михайлович часто приезжал в свою любимую загородную усадьбу. Здесь он не только отдыхал и охотился, но и принимал иноземных послов, встречался с патриархом и боярами.

После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшилось. Царь Петр Алексеевич лишь изредка наведывался в любимую отцом усадьбу. 14 мая 1724 г., в день Вознесения, император Петр I в последний раз посетил Коломенское.




Вместе с императрицей Екатериной II в 80-е гг. XVIII в. Коломенское посещали внуки императрицы – великие князья Александр и Константин.
Вторая половина XIX в. – время окончательного угасания придворной жизни в Коломенском. В 1878 г. здесь был разобран последний дворец – Александровский.
В 1913–1916 гг. начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 1923 г. усилиями выдающегося архитектора-реставратора П.Д.Барановского здесь был организован музей. Барановский проводил исследование памятников и восстановление их древнего облика.

К уникальным экспонатам Коломенского следует отнести и памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. Наибольшей популярностью среди посетителей современного Коломенского пользуется здание Государевых светлиц, более известных как . Другие деревянные сооружения, прежде всего, – редкие образцы оборонного зодчества, теперь находятся недалеко от Москвы-реки, в северо-восточной части музея. , (все сооружения относятся к XVII в.) образуют небольшой, но чрезвычайно интересный музей русской деревянной крепостной архитектуры под открытым небом.


Координаты

Коло́менское - бывшая царская резиденция и вотчина , подмосковное село ; ныне - государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы , занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское - Лефортово - Люблино - Измайлово ».

В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы - «Державная » .

История

Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну , было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя . Первое письменное упоминание - в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича - Коломенское было его любимой резиденцией. В - гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц , имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.

С Коломенским связаны события Медного бунта г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I ; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран . Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766-1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние - деревянные.

В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.

Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году. Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка. Последний дворец был разобран в 1872 году. От дворца 1825 г. сохранился только один флигель. В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 2001-2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты. Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации.

    Kolomenskoye dvorec5.jpg

    Дворец Екатерины II

    Kolomenskoye dvorec6.jpg

    Коломенское ок. 1800 г. На переднем плане церковь Казанской Божией Матери. Рис. Ф. Алексеева

    Kolomenskoye cerkvi-1879.jpg

    С. Аликосов. Вознесенская и Предтеченская церкви в с. Коломенское. 1879 г.

Музей

Музей Коломенское был основан в г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского , который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска , Моховую башню Сумского острога XVII в. При Барановском хозяйственную постройку из Преображенского поставили на месте светлиц, напротив места, где некогда стояли утраченные шатровое крыльцо «приказных» палат и сами палаты. Для парадного царского двора, где Алексей Михайлович принимал послов, хозяйственная постройка не подходила, но вся территория тогдашнего музея составляла 25 га. После Барановского поставили Домик Петра I на разваленных фундаментах XVII в. и на следах построек XVI в. На свободном лугу поставили Святые врата Николо-Корельского монастыря , но разрезав луч, соединявший Казанскую церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1959 году рядом с воротами Николо-Корельского монастыря поставили башню Братского острога из Сибири.

По концепции С. А. Гаврилова музей деревянного зодчества надо было создавать на левом берегу речки Жужи , где можно было сделать микрорельеф местности. Но сделали музей в урезанном виде по проекту В. М. Бодунова на правом берегу (на территории села Коломенское).

После реставрации с 2011 года на ярмарочной площади в Коломенском проводятся крупнейшие всероссийские ярмарки мёда .

Здания и сооружения

Илл. Название Годы Примечание
Церковь Вознесения Господня 1528-1532 г.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове середина XVI в.

Казанская Церковь XVII в.

Церковь Георгия Победоносца c колокольней и трапезной XVI в.

Водовзводная башня XVII в. водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни - проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.

Передние ворота - гг. служили парадным въездом в царскую усадьбу XVII в. Воздвигнуты в - гг. Ворота состоят из четырёх ярусов и завершаются башней с восстановленным в г. двуглавым орлом . В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот. Львы, приветствуя гостя вращали глазами, поднимали лапы и издавали рёв. Над Органной палатой находится Часовая палата с действующим механизмом. В настоящее время в памятнике располагаются музейные экспозиции.

Полковничьи палаты XVII в.
Приказные палаты XVII в.

Сытный двор XVII в.

Задние ворота XVII в.
Караульни внутренние и наружные у Задних ворот XVII в. (воссозданы)
Стена Кормового двора XVII в.
Стена Хлебенного двора XVII в.
Ограда Государева двора XVII в.
Часовой столб (Челобитный столб) XVII в.

Башня Братского острога г.

Башня Сумского острога (Моховая) XVII в.

Башня Николо-Корельского монастыря г.

Домик Петра I XVIII в. был построен в г. на острове Святого Марка в устье Северной Двины корабельными мастерами. В нём в течение двух с половиной месяцев жил Пётр I , наблюдая за строительством Новодвинской крепости , расположенной на материке, напротив острова. Одновременно здесь, на Соломбальских верфях, закладывались основы российского морского флота . В г. Домик Петра I был перевезён в Коломенское.
Хозяйственная постройка (Медоварня) XVIII в.

Дворцовый павильон 1825 года 1825
Садовые ворота XIX в. сохранившиеся фрагменты являлись воротами в Вознесенский сад. Сложены в начале XIX века из кирпичей разобранных построек XVII столетия на первоначальном фундаменте. По фундаменту можно предположить, что у Садовых ворот были примерно такие же пилоны, как у Задних.
Памятный столб-часовня XIX в. памятный знак, поставленный крестьянами в деревне Шайдорово в последней трети XIX в., близ села Царицыно , в честь императора Александра II Освободителя и отмены крепостного права . В 1980 году перевезён в Коломенское. Отреставрирован в 2005 году . Ранее памятник был известен как Межевой столб.

Водяная мельница на реке Жуже воссоздана в 2007 году по образцу водяных мельниц середины XIX века

Деревянная церковь Георгия Победоносца г.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича гипотетический экстерьерный макет с частичным воссозданием интерьеров. Построен в -2010 годах на территории бывшего села Дьяковское без привязки к историческому местоположению и ориентации по сторонам света. Макет возводился по чертежам, составленным по велению Екатерины II, При возведении использовались современные технологии - все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами.
Голландский домик Петра I экстерьерный и интерьерный макет домика Петра I в Заандаме . Подарен России правительством Королевства Нидерландов в рамках проведения в 2013 году перекрёстного года российско-нидерландского сотрудничества. Установлен осенью того же года на правом берегу реки Жужа, на территории Музея деревянного зодчества.

Археологические памятники

  1. Кормовой двор.
  2. Борисов камень , XII век - гранитный валун, пограничный знак владений Полоцкого князя Бориса в верховьях Западной Двины . На табличке около камня написано, что на камне выбита надпись: «Господи, храни раба Твоего Бориса» (XII век). Но это не так - на самом деле на камне выбит крест, и написано «Сулиборь хрьст», что значит «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». Перевезён из Государственного Исторического музея и установлен в Коломенском в 1920-х годах .
  3. Половецкая баба , конец -XII вв. - надмогильный памятник над курганом половца-кумана . Слово «баба» тюркского происхождения и означает «отец». Южнорусские степи, конец - XII век .

Природные памятники

  1. Родники «Кадочка».
  2. «Девичий камень».
  3. «Голова коня».
  4. Дубовая роща.

В культуре

В кинематографе

Отрывок, характеризующий Коломенское

– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.
Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne.
– Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne.
– Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.]
– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.

Музей Коломенское — парковый комплекс на юге столицы, часть объединенного государственного заповедника, куда входит еще несколько крупных парковых зон Москвы.

В царские времена эта местность еще не относились к Москве, здесь находилась одна из загородных царских резиденций.

После революции, в 1923 году было принято решение отдать эти огромные, в несколько сотен гектаров территории под музей-заповедник.

Коломенское всегда славилось своими деревянными памятниками архитектуры. Под руководством специалистов по деревянному зодчеству сюда перевезли другие исторически ценные деревянные постройки из разных уголков России.

История Коломенского музея-усадьбы

Село на полдороги из Москвы в Коломну начало масштабно застраиваться в XIV веке. Сначала здесь жили великие князья, а постепенно место облюбовала для себя и царская семья.

Самый старый из сохраненных в усадебном комплексе парка архитектурный памятник построен князем Василием III. В усадьбе можно найти отголоски эпохи Ивана Грозного, Николая I, сюда часто заезжал юный Петр I, но самым любимым это место стало для семьи царя Алексея Михайловича. Именно в его правление резиденция пережила свой расцвет: был построен деревянный дворец на 270 помещений для всех нужд главы государства, домовая церковь, разного рода хозяйственные постройки, ворота. Все это окружали высаженные сады.

При каждом правлении усадьба менялась, дворец разбирали и строили заново, Коломенское переживало периоды упадка и запустения.

Церкви и памятники культуры

В 1994 году музей-заповедник попал под охрану ЮНЕСКО как всемирное историческое и культурное наследие. В 2001 году здесь начали серьезную многолетнюю реставрацию, которая была завершена к 2011 году.

До сегодняшнего для в усадебном комплексе сохранились следующие достопримечательности:

  • Полковничьи и Приказные палаты;
  • Дворцовый павильон;
  • Передние и Спасские ворота;
  • Водовзводная башня;
  • и ряд других построек.

Отдельной гордостью музея-заповедника Коломенское является его храмовый комплекс, возникший в XVI-XVII веках.

К нему относится уникальная в своем роде Вознесенская церковь, созданная по принципам каменного шатра, церковь Георгия Победоносца, в которой размещалась трапезная, Казанская церковь (в честь Казанской Иконы Божьей Матери), Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь Георгия Победоносца .

Парк Коломенское

Коломенское привлекательно далеко не только своими историческими раритетами, но и прекрасной природой. Благоустроенная территория испещрена чудесными тропинками, которые так и манят прогуляться по ним куда-нибудь вглубь парка, размышляя о чем-то важном, катить впереди коляску или пройтись вдвоем, почитать книжку в тени яблоневых садов.

Зимой Коломенское превращается в место веселых зимних забав для всей семьи с коньками, горками, катанием на ватрушках и горячим сбитнем.

А замерзнув, можно заглянуть на проходящие внутри усадьбы мастер-классы, музейные занятия или концерты. Праздники и мероприятия здесь проводятся особенно широко и массово. С афишей можно ознакомится на официальном сайте .

Одной из самых известных в последнее время стала ежегодная крупнейшая в России ярмарка меда.

После реконструкции в усадьбе стал активно развиваться Этнографический комплекс: теперь в заповеднике есть своя конюшня, кузница, традиционный крестьянский дом, пасека, водяная мельница. Постепенно здесь планируют восстановить и другие утраченные застройки, проводить крупные этнографические выставки и мероприятия.

Концепция музея в стремлении к интерактивности. Посетителей стараются максимально включать в историческую эпоху, дать прочувствовать, как жила усадьба в прежние времена. Помимо привычных экскурсий, в Коломенском проводят придворные церемонии, семейные и календарные праздники, типичные когда-то здесь.

Цены в Музее-заповеднике Коломенское

Цены на билеты в парке Коломенское зависят от того, на какую экспозицию вы хотите попасть.

Все детали и расписание мероприятий можно посмотреть на официальном сайте заповедника. Часть маршрутов доступна бесплатно.

На каждую экспозицию нужно покупать отдельный билет. Обычно его цена от 100 до 300 рублей. Есть возможность купить комплексный билет сразу на несколько экспозиций — обычно он стоит около 500 рублей.

Если вы хотите посетить Коломенское всей семьей, обратите внимание на семейный билет. Он рассчитан на двух взрослых и максимум двух детей. Цена такого билета 850 рублей, скидка действительна только в выходные дни.

Полный прейскурант находится на сайте музея.

В музее существуют льготные категории посетителей. Школьники и студенты средне-специального образования, курсанты военных училищ, пенсионеры, инвалиды, члены многодетных семей проходят на экспозиции музея-заповедника по специальной цене. Существует большой перечень лиц, имеющий право посещать музей бесплатно.

Все подробности и расценки можно так же посмотреть на сайте музея.

Музей-заповедник Коломенское с высоты птичьего полета (видео)

Как добраться

С учетом расстояния до центра Москвы (около 14 км) добираться до Коломенского удобнее всего на метро: до станции «Коломенская» Замоскворецкой линии либо до расположенной у второго входа в усадебно-парковый комплекс станции «Каширская» Замоскворецкой и Каховской линии. От метро до Коломенского добраться просто — пешком за несколько минут по указателям.

На городских автобусах можно добираться до остановок: «Проспект Андропова», «Музей Коломенское», «Метро Каширская».

Можно также воспользоваться одним из удобных приложений такси: Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi или Maxim.

Прогулка в по исторической части Музей-заповедника Коломенское от Google Maps

Коломенское располагается на берегу реки Москвы, в южной части города. На его территории находится Дьяково городище, первое поселение людей в районе Сейчас на его месте располагается музей – заповедник Коломенское.

Москва. Церковь Вознесения в Коломенском.

История Коломенского

Интересна история Коломенского. Как говорит предание, оно основано жителями Коломны. Этому сопутствовали трагические события 13 века. Согласно преданию, орда хана Батыя осадила Коломну в 1337 году. В ожесточенной битве под городскими стенами был убит Кулькан, сын Чингизхана. В отместку город был разрушен, население истреблено без пощады. Лишь небольшая горстка жителей спаслась бегством. Они — то, добравшись по Москве — реке до окрестностей , и основали село, которое по названию родного города назвали Коломенским.

После этого история Коломенского прослеживается вплоть до настоящего времени. Это село упоминается впервые как вотчина великого князя в духовной Ивана Калиты. Позже им владел внук Калиты, Владимир Андреевич Серпуховской, соратник Дмитрия Донского. По некоторым сведениям, здесь назначалась встреча русских войск после Куликовской битвы и здесь же князьями Дмитрием Донским и Владимиром Серпуховским был построен храм в честь святого Георгия. После смерти Владимира Серпуховского село перешло во владения московских князей.


Москва, Коломенское. В парке.

Здесь в 1532 год Василий III возвел знаменитую шатровую церковь Вознесения, самый древний из сохранившихся до наших дней памятников музея -заповедника Коломенского. По преданию. она была построена в честь рождения у Василия долгожданного наследника — сына Ивана, будущего Ивана Грозного, первого русского царя.

Здесь в декабре 1565 года Иван Грозный с семьей простоял из-за «беспутья» две недели, после чего уехал в Александровскую слободу, откуда наложил на бояр свою опалу, вылившуюся в конечном итоге в опричнину.

История Коломенского связана и со смутным временем. В 1605 году здесь останавливался Лжедмитрий I, направляясь в , а в октябре 1606 на этой земле располагались отряды Ивана Болотникова. Войска Лжедмитрия II также какое-то время стояли на его территории.

После изгнания польских интервентов, при первом царе династии Романовых Михаиле Коломенское становится великокняжеской резиденцией.


Москва. Царский дворец в Коломенском.

Царский дворец в Коломенском

Своего расцвета село Коломенское достигло в правление Алексея Михайловича, второго из царей династии Романовых. Это была его любимая резиденция и здесь в 1668 году им было завершено строительство великолепного деревянного царского дворца в Коломенском. Этот «подмосковный кремль» современниками был назван восьмым чудом света. На его постройке заняты были лучшие мастера. Руководили строительством стрелецкий голова Михайлов Иван и староста Петров Семен.

Царский дворец в Коломенском состоял из множества высоких хором, которые соединялись между собой сенями и переходами. Среди 27 теремов, а некоторые из них были высотой до 37 метров – царский терем, царицин терем, терема царевичей и царевен. Дворец украшала богатая резьба и роспись.

Петр I, беспокоясь о сохранности любимого дворца отца, подводит под старые хоромы каменный фундамент. Однако после перенесения столицы страны в Петербург Коломенское постепенно приходит в упадок. Царский дворец в Коломенском, ветхий и полуразрушенный, в 1768 году по приказу Екатерины II разобрали.

Время правления Петра I также нашло отражение в истории Коломенского. Петр I Алексеевич в детстве и юности часто бывал здесь, и недалеко отсюда, на поле Кожуховском, устраивал свои «потешные бои». Из отрядов, участвовавших в этих боях, позже были сформированы Семеновский и Преображенский полки – лучшие части регулярной армии Петра. И сегодня в парке музея заповедника Коломенское на берегу реки Москвы стоят четыре чугунных пушки. Предание гласит, что они были участниками Полтавской битвы и позже перевезены в Коломенское. Название этого села часто фигурирует и в годы борьбы юного Петра с царевной Софьей за власть.

Но, как уже говорилось, после перенесения столицы в Петербург жизнь в усадьбе затихла и приходила в упадок.


Коломенское. «Петровский дуб»

До сегодняшних дней сохранились «Петровские дубы», под которыми гулял юный будущий царь. Сейчас им по 400-600 лет.

Возрождение усадьбы началось с приездом сюда Екатерины II в 1762 году. Она пыталась восстановить деревянный царский дворец в Коломенском, однако к тому времени он оказался настолько сильно разрушен, что легче было построить новый, что и сделали в 1767 году. Однако он недолго прослужил царской летней резиденцией. Французские войска, стоявшие здесь в 1812 году, сильно его разрушили, и в 1816 дворец пришлось разобрать.


Коломенское. Церковь Св. Георгия.

Александр I в 1825 построил последний дворец на усадьбе, который был разобран в 1825 году. Придворная жизнь в Коломенском потихоньку угасала.

В советское время, в 1923 году, вышло постановление о создании музея заповедника Коломенское. Его директор П.Д. Барановский реставрировал памятники, находящиеся на территории усадьбы, привозил сюда со всех концов страны все, что можно было спасти от разрушенных монастырей, церквей, старинных усадеб. Благодаря его усилиям мы сегодня имеем уникальный музей древнерусской архитектуры.

С 2011 года в музее — заповеднике Коломенское проходят интересные ежегодные проекты — фестивали исторических реконструкций «Времена и Эпохи».

На последнtv фото — момент фестиваля 2012 года, посвященного Смутному времени » Московская Русь».

В августе 2014 года здесь же проходил фестиваль «Времена и Эпохи», посвященный 100-летию с начала Первой мировой войны. Отчет об этом фестивале, фотографии и видео вы найдете

Из множества достопримечательностей музея — заповедника, кроме известной церкви Вознесения, здесь можно назвать колокольню Георгия Победоносца, Дворцовые и Спасские ворота, стрелецкие избы.

Отель.

Отель можно подобрать с помощью удобного и надежного сервиса RoomGuru. Попробуйте. уверена, вам понравится.

Здесь дано несколько направлений, но Вы можете на сайте забить нужный Вам город…
Не нашли нужного направления — воспользуйтесь поиском:

Отельная карта даст вам возможность просмотреть отели, увидеть фотографии их и описание, отзывы гостей, подобать наличие мест на нужную дату, сориентироваться в ценах и при необходимости — забронировать.

Расположенном недалеко от Коломенского.

Надеюсь, карта Москвы с отелями будет вам полезна.

Трансфер

Отправляясь самостоятельно путешествовать в незнакомую страну, что еще требуется, кроме авиабилетов и отеля? Конечно же, трансфер!

Конечно, можно взять такси в аэропорту или воспользоваться рейсовым автобусом. Но в случае с такси имеется реальный риск серьезной переплаты, а во втором случае- в незнакомом городе можно просто не найти нужный автобусный маршрут. Как следствие, можно вообще остаться без трансфера.

К счастью. есть и третий вариант- заказать такси заранее в KiwiTaxi. Выбираете маршрут поездки, класс автомобиля, указываете контакты и вносите предоплату. Водитель встретит вас в указанное время с табличкой с вашей фамилией и с комфортом доставит к месту.

— международная система бронирования автомобильных трансферов. Работает с 2010 г. во многих странах мира.

Заказывайте KiwiTaxi — и приятных путешествий!

Далее — авиабилеты.

На сайте aviasales вы сможете подобрать самые дешевые авиабилеты и приобрести их. Это очень удобный и надежный Хочешь получать свежие статьи? Введи свой е-майл, подпишись на обновления сайта!


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча