28.06.2024

Су 33 80 бортовой номер. «Энциклопедия мирового вооружения. Литература и источники информации


‑ российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого (ныне авиационный холдинг ПАО "Компания "Сухой").

Технические характеристики :

Экипаж — 1 человек

Длина — 21,2 м

Размах крыла — 14,7 м

Высота — 5,9 м

Максимальная взлетная масса с ВПП — 33000 кг

Максимальная взлетная масса с палубы — 28000 кг

Максимальная масса боевой нагрузки — 6500 кг

Максимальная скорость полета:

‑ у земли — 1300 км/ч

‑ на высоте — 2300 км/ч

Скорость захода на посадку — 240 км/ч

Практический потолок (без подвесок) — 17000 м

Максимальная дальность полета ‑ 3000 км

Продолжительность патрулирования на удалении 250 км — 2 часа

Длина разбега — 105 м.

Вооружение истребителя включает встроенную пушечную установку (30 мм). Су‑33 имеет 12 точек подвеса. Он может брать на борт управляемые ракеты класса "воздух‑воздух" ‑ Р‑27Р1(ЭР1), Р‑27Т1(ЭТ1), Р‑73Э, неуправляемые снаряды ‑ С‑8КОМ, С‑8ОМ, С‑8БМ, С‑13Т, С‑13ОФ, С‑25‑ОФМ‑ПУ, авиабомбы калибра ‑ 50, 100, 250, 500 кг, разовые бомбовые кассеты РБК‑500.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


ОДНОМЕСТНЫЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-33

SINGLE DECK FIGHTER SU-33

12.05.2017


Версия о том, что инцидент с самолетом Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел из-за некачественного троса аэрофинишера, не подтвердилась, сообщила в четверг пресс-служба компании «Северсталь».
Истребитель Су-33 после выполнения боевой задачи в Сирии 5 декабря прошлого года при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» выкатился за пределы палубы. Инцидент произошел после обрыва троса аэрофинишера. Пилот истребителя успел катапультироваться, его доставила на борт поисково-спасательная служба.
«Министерство обороны РФ, проводящее расследование в отношении причин крушения военного самолета Су-33 над акваторией Средиземного моря во время выполнения посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» 5 декабря 2016 года, проинформировало руководство «Северсталь» о следующих выводах: версия применения некачественного каната производства АО «Редаелли ССМ» в аэрофинишере не подтвердилась. Претензий к качеству канатов нет», - говорится в сообщении.
Также подчеркивается, что ранее проведенные испытания образцов на соответствие требованиям в лаборатории ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в Санкт-Петербурге также подтвердили, что канаты соответствуют предъявляемым требованиям.
РИА Новости

Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D ) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.

Глубокой модификацией истребителя Су-27 стал корабельный самолет Су-27К , опытно-конструкторские работы по которому велись на МЗ им. П.О.Сухого параллельно с проектированием "сухопутного" многоцелевого истребителя Су-27М с начала 80-х гг. В это время в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143-5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане.

Наряду с корабельной модификацией истребителя МиГ-29, Су-27К должен был стать первым отечественным боевым самолетом, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом. До этого в составе ВМФ страны не было ни летательных аппаратов подобного типа, ни кораблей, способных их принимать. А на вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира тогда уже находилось более двух десятков авианосцев. США располагали 16 кораблями (в т.ч. шестью атомными), каждый из которых имел на борту по 70-80 летательных аппаратов - штурмовиков А-6Е и А-7Е, истребителей-штурмовиков F/A-18, истребителей F-14, противолодочных самолетов S-3 и самолетов радиолокационного дозора и наведения Е-2С, взлетавших с палубы при помощи паровых катапульт, а также вертолетов различного назначения.

Конструкция

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус.двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.

Крыло и оперение

Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла - 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках - 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора - С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.

Воздухозаборники и двигатели

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме - опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.

Особенности Су-33

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
  • увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
  • установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
  • применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
  • обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
  • возможность эффективной работы по надводным целям

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.

Технические характеристики

Видео

Совместно с началом строительства авианосцев в Советском Союзе в 80-х годах приступили к разработке самолёта палубной авиации в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова. На первых образцах установили и опробовали работу ПГО на взлёте и посадке, проверили в действии тормозной гак.

Сохранив все преимущества базового самолёта , экспериментальный прототип под индексом Т-10К-1 собрали в 1986 году и в августе 1987 года лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв совершил ознакомительный полёт.

Взлёт Су 33

Через шесть месяцев собрали второй экземпляр, оснастив его складывающейся конструкцией крыла и таким же горизонтальным оперением. Этот экземпляр морозным декабрьским днём 22-го числа 1987 года совершил пробный вылет и уже под обозначением, как палубный истребитель приступил к дальнейшим полётам.

Спустя семь дней после входа в строй авианесущего крейсера «Тбилиси»(сейчас это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), пилот В. Пугачёв выполнил облёт радиолокационных средств и пролёт над кораблём на высоте 30 метров. До 31 октября 1989 года имитировал посадку, касаясь палубы и первого ноября, впервые за историю отечественной авиации, была произведена посадка машины обычной схемы на палубу ТАКР «Тбилиси».

Производство серийных самолётов началось в 1989 году и первая машина серии опробована в небе лётчиком-испытателем И. Вотинцевым 17 февраля 1990 года. Последовавший спад экономики и разрушение союзного государства привели к сокращению производства самолётов палубной авиации и выпуск ограничился 26 машинами.

Конструкция палубного самолёта Су 33

За основу для взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.

Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.

Су 33 в бою

Начиная с 2002 года все направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.

Характеристики Су 33

  • Экипаж – 1 чел
  • Длина самолёта – 21,19 м
  • Высота самолёта – 5,85 м
  • Размах крыла – 14,7 м
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 13500 кгс
  • Максимальный взлётный вес – 33 т
  • Наивысшая скорость на высоте – 2300 км/ч
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч
  • Дальность – 3 тыс. км
  • Практический потолок – 17 тыс.м
  • Вооружение – 30-мм пушка ГШ-301
  • УРВВ – 6 Х Р-73, 8 Х Р-27Р, 2 Х Р-27Т, Х-41 «Москит»
  • Неуправляемые ракеты и бомбы – в зависимости от загрузки

В небольшом видеоролике, размещённом в СМИ, видно как самолёт снижается над палубой ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и не касаясь её вновь взмывает в небо. Неискушённому зрителю кажется, что самолёт неудачно заходит на посадку и едва не упав, вновь с трудом набирает высоту. На деле, лётчики таким образом отрабатывают маневр ухода на второй круг с высоты выравнивания – это обязательное тренировочное упражнение из курса боевой подготовки.

Два Су 33 в возвуздухе

Широкая известность палубного истребителя подтверждается таким курьёзным фактом, что прозвище получил от комментатора Андрея Блохина популярный российский хоккеист Сушинский по совпадению игрового номера и первых букв его фамилии.

В 1988 году 28 сентября из-за выхода из строя гидравлической системы, опытный образец с бортовым номером 37 на околозвуковой скорости и высоте 2 тыс. метров стал неуправляемым. Лётчик-испытатель Н. Садовников катапультировался и остался жив.

При выполнения полётного задания полковником Тимуром Акапидзе 11 июля 1997 года произошло самопроизвольное отключение электродистанционной системы управления, лётчик не растерялся и успешно катапультировался.

Сложные погодные условия 17 июня 1996 года не дали продолжить тренировочный полёт лётчику В. Кузьменко, он не успел катапультироваться и погиб.

С бортовым номером 73 потерян 11 мая 2000 года из-за неисправности в системе управления. Пилотировавший машину полковник В. Кретов немедленно катапультировался и в 50 км от базы удачно приземлился.

На авиашоу в честь дня морской авиации 17 июля 2001 года, лётчик-испытатель Т. Акапидзе выполнил сложный показательный пилотаж, после которого внезапно упал и загорелся.

Пилота срочно эвакуировали, но по дороге от сильных ранений он скончался

При выполнении посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 5 сентября 2005 года произошёл обрыв аэрофинишёра, с номером 82 проскочил посадочную палубу и нырнул в воду. Пилотировавший машину подполковник Ю. Корнеев, не растерявшись, успел катапультироваться.

Видео: Су 33 взлёт и посадка с авианосца

Видео: Су 33 выпустили ракеты по воздушным мишеням

Первая демонстрация Су-33 была проведена в г. Жуковском во время празднования Дня Авиации в августе 1991 года. Высший пилотаж, а именно взлет с носового трамплина с последующей горизонтальной посадкой с использованием аэрофинишеров, был продемонстрирован летчиком-испытателем Пугачевым в ноябре 1989 года. В августе 1998 года палубный истребитель был принят на вооружение ВВС РФ .

Особенности палубного истребителя Су-33

Данная модель истребителя корабельного базирования предназначена для противовоздушной обороны и может осуществлять трамплинный взлет и аэрофинишерную посадку на палубу авианесущего крейсера, например авианосеца Адмирала Кузнецова . Она имеет характерные особенности:

  • для увеличения дальности полета оборудована система полетной дозаправки топливом при помощи выдвижной заправочной штанги;
  • установлено дополнительное горизонтальное оперение наплыва крыла;
  • парашютно-тормозная установка аннулирована, вместо нее установлен новый опускаемый посадочный гак имеющий специальные системы выпуска, подтягивания и демпфирования;
  • установлен новый тип специфического бортового и связного оборудования (помехозащищенная импульсно-доплеровская РЛС) для выполнения полетов на фоне моря или земли и посадок на палубу авианосца;
  • механизация крыла изменена.

Трамплинный взлет и приземление на палубу авианосца, это весьма непростая задача для пилота, поистине высший пилотаж вождения истребителя. Во время выполнения посадки нагрузка на летчика превышает 8-9 единиц, так как весьма непросто попасть в короткий отрезок палубы между аэрофинишерами, причем отклонение от осевой линии должно быть не более 3 метров. Для совершенствования подобных навыков используют инженерно-технический комплекс, взлетно-посадочную систему «Нитка» (с имитацией палубы), находящуюся в Крыму. В 2019 году там планируют совершенствовать свою подготовку 20 пилотов.

Особенности компоновки палубного истребителя Су-33

Су-33 — достаточно новый российский палубный истребитель с горизонтальным взлетом и посадкой, схема его исполнения — неустойчивый триплан интегральной компоновки с тремя несущими поверхностями.

Учитывая специфику выполнения посадки на палубу корабля, связанную со скоростями снижения (самолет садится без выравнивания) и вертикальными перегрузками, конструкция крыла и фюзеляжа корабельной модификации истребителя значительно усилены. Консоли крыла видоизменены и выполнены складными, при этом:

  • односекционный флаперон заменен на два отдельных органа управления (двухсекционный закрылок и зависающий элерон);
  • поворотные носки выполнены трехсекционными с увеличенной площадью;
  • неподвижная часть консоли оснащена дополнительным узлом для подвески ракет, соответственно ее площадь возросла до 67,8 метров.

Передние и основные опоры шасси Су-33 усиленны и имеют специальные технические узлы для корабельной буксировки и швартовки. Передняя опора стала телескопической и двухколесной, помимо этого на ней установлен трехцветный сигнализатор и дополнительные посадочные фары. Огни сигнализатора дают информацию руководителю посадки о том какое положение самолета на глиссаде и какова посадочная скорость.

Кабина оборудована пилотажно-навигационными приборами с многофункциональным индикатором на фоне лобового стекла. На него выводится вся необходимая тактическая, навигационная, прицельная информация позволяющая эффективно выполнять боевые задачи днем и ночью в любых метеоусловиях. Кабина пилота имеет и специальные системы жизнеобеспечения, поддерживающие нормальные условия деятельности пилота на всех режимах работы. Защитная экипировка пилота включает высотный компенсирующий или противоперегрузочные костюмы, а для полетов в надводном пространстве имеется ВМСК — морской высотный спасательный комплект. Маска пилота оборудована кислородной системой подачи воздушно-кислородной смеси на высотах до 8000 км.

Двигатели и воздухозаборники Су-33

Палубный истребитель Су-33 оборудован двумя турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31Ф со смещением потоков за турбиной. Они экономичные и мощные, имеют модульную конструкцию состоящую из 14 блоков. Модули представлены компрессором высокого давления с 10-ю ступенями с регулируемой первой группой ступеней, компрессором низкого давления с 4-я ступенями и регулируемым направляющим входным аппаратом, кольцевой камерой сгорания, наружного контура, охлаждаемыми одноступенчатыми турбинами высокого и низкого давления, сверхзвукового сопла и форсажной камеры.

Двигатели АЛ-31Ф имеют большой рабочий ресурс (до первого ремонта 1500 часов) и успешно эксплуатируются в большой вилке скоростей и высот полетов. Демонстрируют устойчивую работу в условиях перевернутого, плоского и прямого штопора на режимах глубокого помпажа воздухозаборника. Возможна работа АЛ-31Ф в особом режиме, при котором тяга может кратковременно повышаться до 12900-13000 кгс. Двигатели управляются гироэлектронной системой с электронным аналоговым ограничителем-регулятором КРД-99, регулятором форсажа РСФ-31 и регулятором сопла, насосом-регулятором НР-31.

АЛ-31Ф имеют верхнее расположение агрегатов, замкнутую маслосистему и работают на авиационном керосине марок РТ, ТС-1, Т-1. Удельные расходы топлива: при минимальном крейсерском режиме 0,67 кг/кгс. ч, на максимальном — 0,75 кг/кгс. ч, на форсаже — 1,92 кг/кгс. ч.

Размещенные под наплывом крыла истребителя регулируемые воздухозаборники, позволяют ему развивать скорость превышающую скорость звука в 2 раза. Они предотвращают попадание различных посторонних предметов в двигатели при взлете и посадке.

Особенности вооружения Су-33

Управляемое ракетное вооружение включает в себя ракеты «воздух-воздух»:

  • УР средней дальности Р-27Э и Р-27 с радиолокационными полуактивными головками самонаведения;
  • УР с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т и Р-27 ЭТ;
  • ракеты ближнего боя Р-73.

Для нанесения ударов по морским и наземным целям применяют неуправляемое вооружение. К нему относятся ракеты С-8, С-13, С-25-ОФМ, а также осколочно-фугасные и фугасные бомбы калибром до 500 кг, зажигательные баки ЗБ-500.

Пушечное вооружение представлено одноствольной пушкой ГШ-301, калибром 30-мм и боекомплектом в 150 снарядов.

Технические характеристики пушки:

  • эффективная дальность стрельбы воздушные/наземные цели, м — 800/1200;
  • скорострельность — 1600-1800 выстрелов в мин;
  • начальная скорость снаряда — 60 м/с.

Для подвески оружия используют 12 пилонов, 8 из них находятся на консолях крыл (по 2-а на законцовках и на неподвижных частях и 4 на складывающихся), по 2 — на средних частях мотогондол и между гондолами двигателей.

Вооружение боевой машины Су-33 управляется системой СУВ-23К, которая позволяет предварительно обнаружить, вести и поражать наземные, воздушные и морские целей в любых метеоусловиях и в любое время суток. В комплектацию СУВ входят: электронно-оптическая прицельная система ОЭПС-27К, прицельный радиолокационный комплекс РЛПК-27К, системы объективного контроля и единой индикации, запросчик системы распознавания.

Истребитель корабельного базирования может нести и такое вооружение, как тяжелая противокорабельная управляемая ракета «Москит» 3М80, которое устанавливается под фюзеляжем между гондолами двигателей на специальном катапультном устройстве. Масса полного комплекта вооружения — 6500 кг.

Технические и летные характеристики Су-33

Основные ТТХ и массы:

  • длина (со штангой ПОД)/высота самолета, м — 21,15/5,85;
  • полный размах крыла/размах со сложенными консолями, м — 14,7/7,4;
  • взлетная масса с полной заправкой — 29940 кг;
  • максимальная взлетная-33000 кг;
  • максимальная при посадке (посадочная) — 22300 кг.

Основные летные характеристики:

  • скорость отрыва при взлете с трамплина/скорость захода на посадку, км/ч — 140/240;
  • летный потолок — 17000 м;
  • max скорость на высоте/ у земли, км/ч — 2300/1400.

Су-33 — самый дальнобойный и мощный в мире истребитель корабельного базирования. Производят его в Комсомольске-на-Амуре, где до 2019 года уже выпущено более 2000 самолетов брэнда «Сухой». В 2019 году этот палубный истребитель намерен сохранять позиции по зарубежным поставкам. В России он признан как один из приоритетных направлений развития морской палубной авиации в 2019 году.

Видео о СУ-33

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча