28.03.2019

Правовая культура общая характеристика структура и виды. Правовая культура: понятие, структура, виды, функции. Уровень правосознания и правовой активности граждан


Предмет макроэконимики как науки.

Макроэкономика– отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста,полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады,проблемы инфляции, безработицы. Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1) определение объема и структуры национального продукта и НД;

2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3) анализ природы инфляции;

4) изучение механизма и факторов экономического роста;

5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт,уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

· он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций,уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

· в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

· расширяется число экономических субъектов,определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство,а также субъекты других стран).

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое в рамках рыночной парадигмы. Вернее сказать, макроэкономика изучает основные рынки, существующие в реальной экономике, т.е. рынок благ, рынок труда, рынок денег и рынок капитала, не учитывая процессы, происходящие внутри каждого из этих рынков, в частности игнорируя наличие на товарном рынке множества товаров, цены и объемы продаж которых постоянно меняются.
Хотя макроэкономика и не учитывает процессы, происходящие внутри макроэкономических рынков, в курсе макроэкономики изучается взаимодействие этих рынков и строятся, на их основе, теории общего равновесия в масштабах всей экономики и теории макроэкономической динамики (т.е. теории экономического роста и экономической цикличности).
Макроэкономика изучает масштабы экономики (в частности масштабы производства и масштабы цен) и изменения масштабов экономики, абстрагируясь от изменений пропорций, которые изучаются в микроэкономике. Т.е. макроэкономику не будут, например, интересовать соотношения цен разных товаров, зато будет интересовать их совместно изменение при инфляционных процессах.
Также в сферу интересов макроэкономики входят глобальные количественные взаимосвязи в экономике, качественный же анализ этих взаимосвязей относится скорее к сфере интересов Общей Экономической Теории, а не к макроэкономическому анализу. И поскольку макроэкономика лишь строит модели прикладного характера, ее не стоит ругать за ошибки, связанные с неразвитостью теоретической базы.
Основными методами макроэкономики являются:
Агрегирование, т.е. построение сводных показателей, описывающих всю экономику, например индексов цен, вместо множества показателей, описывающих отдельных экономических субъектов и отдельные рынки;
Абстрагирование, под которым в макроэкономике понимается отказ от анализа индивидуальных характеристик и малозначительных агрегативных показателей;
Вербальное и Математическое моделирование, т.е. представление макроэкономики в виде совокупности взаимосвязей, которые можно описать логическими и математическими формулами. Причем математические модели в макроэкономике на нынешнем этапе являются основным инструментом анализа и прогнозирования.

Под методом понимается совокупность способов, приемов, форм изучения предмета данной науки, т. е. конкретный инструментарий научного исследования.
Макроэкономика использует как общие, так и специфические методы изучения.
К общенаучным методам относятся:
- метод научной абстракции;
- метод анализа и синтеза;
- метод единства исторического и логического;
- системно-функциональный анализ;
- экономико-математическое моделирование;
- сочетание нормативного и позитивного подходов.
Основным специфическим методом макроэкономики является макроэкономическое агрегирование объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегированные величины характеризуют рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночная ставка процента, ВВП, ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и др.). Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашние хозяйства, фирмы, государство, заграницу) и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, труда, реального капитала, международный, валютный).

Функции макроэкономики

Макроэкономика выполняет следующие основные функции:
1. познавательную, т.к. она изучает и объясняет экономические процессы в макроэкономике,
2. практическую, поскольку дает рекомендации для проведения экономической политики,
3. прогностическую, т.к., проводит оценку перспективных вариантов макроэкономической динамики,
4. мировоззренческую, т.к. затрагивая интересы всего общества, формирует экономическое мировоззрение его членов.


1 | | |

Как науки

Поскольку макроэкономика является составной частью экономической теории, она использует те же методы, что и экономическая наука как таковая. Но специфика объекта и предмета макроэкономики как науки обусловливает особенности применения общеэкономических методов.

Так, для макроэкономики особое значение имеет метод наблюдения. Здесь он тесно переплетается со статистическим методом, предполагая широкое использование данных национальной и международной статистики. Именно они дают представление о состоянии экономики и происходящих в ней процессах.

Очевидно, что такое представление можно получить, применяя к данным статистики метод анализа. Причем, в макроэкономике анализ статистических данных строится на сочетании статического и динамического подходов к экономике. Данные на какую-то дату (например, на конец года) характеризуют статическое состояние экономики – ее состояние на данный момент. Но когда они сравниваются с данными за предшествующий период (например, начало года), то возникает динамическая картина, характеризующая движение экономики за определенный период времени.

Макрокономическому анализу хорошо помогает графический метод, позволяющий наглядно представить состояние экономики на какой-то момент (например, диаграмма можеть дать представление о доле каждого сектора экономики в объеме национального производства) или происшедшие в экономике изменения за какой-то перирод времени (например, с помощью графика можно увидеть темпы экономического роста).

Наличие всеобщей связи в экономики требует широкого использование макроэкономикой диалектического и функционального методов. Диалектика предполагает рассмотрение отдельных составляющих национальной экономики в тесной взаимосвязи с другими элементами, в их развитии и изменении. Функциональный метод позволяет увидеть зависимости между элементами экономики, например, зависимость совокупного спроса от наличия в сфере товарного обращения денежной массы.

Функциональный метод оказывается тесно связанным с математическим методом и методом моделирования. Как известно, модель представляет собой упрощенный образ реальных объектов и явлений, поэтому макроэкономика широко использует модели национальной экономики, модели денежного обращения, воспроизводства общественного продукта и т.д.

Моделирование, в свою очередь, предполагает абстрагирование, то есть отвлечение от конкретных признаков и свойств изучаемых объектов и явлений и выделение главного, наиболее существенного, характерного для данных объектов и явлений. Так что сами модели предстают как абстракции.

Правильное использование методов исследования национальной экономики позволяет макроэкономике должным образом выполнять свои функции. Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретико-методологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции.

Длительное время, еще со времен А.Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящие на макроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивают экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на ее территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок.

Из этого принципа вытекало, что экономическая наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами ее регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг. с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрожден в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок все поставит на место». В результате страна оказалась отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической.

Между тем, еще в середине XIX века английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение.

К.Маркс пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направляемому развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с 6 места в мире по объему производства выйти на 2 место и за короткое время превратиться во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономики. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития.

Западная экономическая наука возникновение практической функции макроэкономики связывает с именем Д.Кейнса, который еще в 30-е гг. ХХ века обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении ее рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста.

Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономика не только дает картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики.

С практической тесно связана прогностическая функция макроэкономики. Эта наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 г. дали прогноз темпов роста российской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы нередко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…» Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в России при понижении цен на нефть на мировом рынке.

Наконец, макроэкономика выполняет и методологическую функцию, став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните смысл понятия «макроэкономика». Когда и почему возникла макроэкономика как наука?

2. Почему господство неоклассической школы в экономической теории принижало значение макроэкономики как науки?

3. Укажите на основные особенности макроэкономики как науки. Каков ее предмет?

4. В чем специфика методов макроэкономики как науки? Какую роль играет национальная статистика в мароэкономике?

5. Перечислите функции макроэкономики как науки? Чем можно объяснить тот факт, что прогнозы экономистов относительно будущего состояния национальной экономики не всегда сбываются?

6. Почему среди функций макроэкономики выделяется практическая функция? Чем можно объяснить то, что сугубо теоретическая работа Д.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» приобрела практическое значение?

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества , подлежащее структурированию по различным основаниям.

Существуют и другие позиции. Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры . Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры правовой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, а именно: а) деятельности непосредственно в правовой сфере; б) деятельности неправового характера, но связанной с действием права (журналистике, кино, литературе и т. д., отражающим правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосознание, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т. е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической – правотворческой и правореализующей; 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие : знания о праве; отношение к праву; навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Правовая культура проявляется главным образом на трех уровнях.

1. Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

2. Профессиональный уровень правовой культуры присущ лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне.

Данный уровень отличается высокой степенью знания права и – понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

3. Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т. д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профессиональная правовая культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата, его звеньев, политических объединений и др.

В литературе иногда выделяют формы , в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

Групповая правовая культура , свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Наконец, правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений.

Правовая культура – качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека.

Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Характеристики правовой культуры:

Включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества; Является высшей формой осознания правовой жизни страны; Составляет часть общей культуры, занимая самостоятельное место в социокультурном пространстве; Зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность; Служит предпосылкой формирования правового государства.

Элементы правовой культуры: уровень развития правосознания населения; развитие правовой деятельности; степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правомерного поведения.

В зависимости от носителя правовой культуры различают 3 её вида:

1. Правовая культура общества – часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др.

2. Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Она предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации.

Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

3. Правовая культура группы – правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Показатели правовой культуры общества:

1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм; 2. Уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость); 3. Уровень законности и правопорядка; 4. Уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных органов, достаточная материальная их оснащенность; 5. Уровень развития юридической техники; 6. Уровень правотворческой и правореализующей культуры

Показатели правовой культуры личности:

1. Знание и понимание права

2. Уважение права в силу личного убеждения

3. Привычка поступать в соответствии с законом

4. Правовая активность

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 28. Правовая культура: понятие, структура, виды, показатели.:

  1. 46. Понятие правовой культуры: структура, уровни и виды. Проблемы формирования правовой культуры граждан в современной России

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча