05.03.2020

По какому критерию страну можно назвать суверенной. Суверенное государство определение. Право на международное вмешательство


Кроме того, под суверенным обычно понимается государство, не зависит от другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанной другими суверенными государствами, в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами.


1. История

В настоящее время международное сообщество включает в себя более 200 суверенных государств , большинство из которых представлены в Организации Объединенных Наций . Эти государства существуют в системе международных отношений , где каждое государство принимает во внимание политику других государств, делая свои собственные расчеты. С этой точки зрения, страны интегрированы в международную систему особой внутренней и внешней безопасности и легитимации дилеммы. В последнее время понятие международного сообщества сформировано для обозначения группы государств, которые установили правила, процедуры и институты для осуществления взаимоотношений. Таким образом, заложен фундамент для международного права , дипломатии между официально признанными суверенными государствами, их организациями и формальным режимами .


2. Определение

В повседневной современном употреблении сроки "Страна" , "Нация" , и "Государство" часто используются так, будто они синонимы , но при более строгом их рассмотрении их следует различать:


3. Признание суверенности государства

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности . На практике, критерии в основном политические , а не правовые . Е. С. Грин определяет несоздания полноценной Польской и Чешской государств после Первой мировой войны , объясняя это тем, что "признание государственности является вопрос, что остается на усмотрение другим, оно открыто для любого существующего государства, принять ее в качестве государства в любой организации (в которую государство стремится вступить), независимо от существования территории или установленного правительства " . В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанной в качестве суверенного .


3.1. Состояния де-факто и де-юре

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией. Многие континентальных европейских государств поддерживали правительство в изгнании во время Второй мировой войны , эмигрантского правительства, как и ранее, принимали участие в дипломатических отношениях с союзниками, несмотря на то, что их страна находилась под нацистской оккупацией .

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто .


Примечания

  1. Perspectives on international law. - Kluwer Law International, 1995 "So far as States are concerned, the traditional definitions provided for in the Montevideo Convention remain generally accepted.".
  2. "Sovereign" - dictionary.reference.com / browse / sovereign, The American Heritage Dictionary of the English Language (Houghton Mifflin Company), 2004 , http://dictionary.reference.com/browse/sovereign - dictionary.reference.com / browse / sovereign , Процитировано 21 February 2010 , "Adj. 1. Self-governing; independent: a sovereign state."
  3. See "Sovereignty: organized hypocrisy, Stephen D. Krasner, Princeton University Press, 1999,
  4. Ralph Wilde, "From trusteeship to self-determination and back again: the role of the Hague Regulations in the evolution of international trusteeship, and the framework of rights and duties of occupying powers," Fall, 2009, 31 Loy. LA Int"l & Comp. L. Rev. 85, page 94, - ilr.lls.edu/documents/WILDEFINAL3-29.pdf
  5. Sovereignty in cases of Mandated Territories, in "International law and the protection of Namibia"s territorial integrity", By S. Akweenda, Martinus Nijhoff Publishers, 1997, page 40
  6. "Chapter IV Fundamental Rights and Duties of States" - www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm # ch4. Charter of the Organization of American States. Secretariat of The Organization of American States . http://www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm # ch4 - www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm # ch4 . Проверено 21 November 2010 .

Кроме того, под суверенным обычно понимается государство, которое не зависит от какого-либо другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанным другими суверенными государствами; в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами.

История

С конца XIX века, практически весь земной шар был разделён на участки с более или менее определёнными границами, закреплёнными за различными государствами. Ранее достаточно большие земельные участки были либо невостребованными или безлюдным, или населёнными кочевыми народами , которые не были организованы в государства. Однако даже в современных государствах существуют большие пустынные районы, незаселённые людьми, как, например, тропические леса Амазонки , они незаселены или населены исключительно или в основном коренным населением (и с некоторыми из них до сих пор отсутствуют постоянные контакты). Существуют также государства, которые не выполняют де-факто контроль над всей своей территорией, или где этот контроль оспаривается (как в Сомали).

В настоящее время международное сообщество включает в себя более 200 суверенных государств, большинство из которых представлены в Организации Объединённых Наций . Эти государства существуют в системе международных отношений , где каждое государство принимает во внимание политику других государств, делая свои собственные расчёты. С этой точки зрения, страны интегрированы в международную систему особой внутренней и внешней безопасности и легитимации дилеммы. В последнее время понятие международного сообщества сформировано для обозначения группы государств, которые установили правила, процедуры и институты для осуществления взаимоотношений. Таким образом, заложен фундамент для международного права , дипломатии между официально признанными суверенными государствами, их организациями и формальными режимами.

Определение

Суверенитет - термин, который часто трактуют неправильно . К XIX веку расовые концепции «стандарта цивилизации» определяли некоторые народы в мире, которым не хватало организованного сообщества, как «нецивилизованные» . Эта позиция нашла своё отражение в том, что их «суверенитет» либо полностью отсутствует, или хотя уступает по характеру, концепцией по сравнению с «цивилизованными» народами.

Суверенитет приобрёл также значение другого содержания с развитием принципа самоопределения и запрета на угрозу силы или её применения как Jus cogens норм современного международного права. Устав ООН , Декларация о правах и обязанностях государств, а также уставы региональных международных организаций закрепляют в той или иной форме мнение о том, что все государства юридически равны и имеют те же права и обязанности, основанные на самом факте их существования в качестве институтов соответствии с международным правом . В международном праве также широко признаётся право наций определять свой политический статус и осуществлять постоянный суверенитет в пределах своей территориальной юрисдикции .

В повседневном современном употреблении сроки «страна», «нация», и «государство» часто используются так, будто они синонимы, но при более строгом их рассмотрении их следует различать:

  • Нация - этническая общность (этнос) с общим языком и самосознанием (как личным чувством «национальной идентичности» так и коллективным сознанием своего единства и отличия от других). В этом смысле фактически может использоваться как синоним термина народ .
  • Государство же обращается ко всему имеющемуся комплексу управляющих и вспомогательных институтов, имеющих суверенитет над определённой территорией и её населением.

Признание суверенности государства

Признание правового статуса государства означает решение одного суверенного государства осуществлять отношения с другим государством, считая его также суверенным . Признание может быть либо явно выраженным, или подразумеваемым, оно, как правило, обратное по своим последствиям. Признание также не обязательно означает стремление к установлению или поддержанию дипломатических отношений.

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности. На практике, критерии в основном политические, а не правовые . В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанно в качестве суверенного .

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией. Многие континентальные европейские государства поддерживали правительство в изгнании во время Второй мировой войны, эмигрантского правительства, как и раньше, участвовали в дипломатических отношениях с союзниками, несмотря на то что их страна находилась под нацистской оккупацией.

Например, Суверенный военный Мальтийский орден , который является наблюдателем Генеральной Ассамблеи ООН , имеет двусторонние дипломатические отношения со 104 государствами, в то время, не имея собственной территории с 1798 года и обладая только экстерриториальными областями, то есть посольствами и консульствами .

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто.

Напишите отзыв о статье "Суверенное государство"

Примечания

  1. Perspectives On International Law, Kluwer Law International, 1995.
  2. (4th ed.), Houghton Mifflin Company, 2004, . Проверено 21 февраля 2010.
  3. sovereign (2nd ed.), Oxford: Oxford University Press, ISBN 0-19-517077-6
  4. "Sovereignty: organized hypocrisy, Stephen D. Krasner, Princeton University Press, 1999, ISBN 069100711X
  5. Ralph Wilde, ‘From trusteeship to self-determination and back again: the role of the Hague Regulations in the evolution of international trusteeship, and the framework of rights and duties of occupying powers,’ Fall, 2009, 31 Loy. L.A. Int’l & Comp. L. Rev. 85, page 94,
  6. Sovereignty in cases of Mandated Territories, in «International law and the protection of Namibia’s territorial integrity», By S. Akweenda, Martinus Nijhoff Publishers, 1997, ISBN 9041104127 , page 40
  7. . Charter of the Organization of American States . Secretariat of The Organization of American States. Проверено 21 ноября 2010. .
  8. . UN Treaty Organization (1949). Проверено 21 ноября 2010. .
  9. . United Nations. Проверено 21 ноября 2010. .
  10. Schwebel, Stephen M., The Story of the U.N."s Declaration on Permanent Sovereignty over Natural Resources, 49 A.B.A. J. 463 (1963)
  11. . United Nations. Проверено 21 ноября 2010. .
  12. , Encyclopedia of American Foreign Policy .
  13. B. Broms, «IV Recognition of States», pp 47-48 in International law: achievements and prospects , UNESCO Series, Mohammed Bedjaoui(ed), Martinus Nijhoff Publishers, 1991, ISBN 9231027166
  14. Thomas D. Grant, The recognition of states: law and practice in debate and evolution (Westport, Connecticut: Praeger, 1999), chapter 1.
  15. , Retrieved 2009-12-22

Отрывок, характеризующий Суверенное государство

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.

Суверенное государство - страна, имеющая конкретную территорию, стабильное народонаселение, а также аппарат власти. Не подчиняется и не находится в зависимости от иных стран и может вести взаимоотношения с каждой из них. Правительство имеет возможность распоряжаться всем состоянием, расположенным на территории.

Нередко суверенное государство, определение которого было приведено, понимается и по-другому. Однако в общем под данный тип можно отнести страны, не зависящие от кого-либо.

Введение

Суверенное государство - что это такое? Достаточно распространенный вопрос в современном обществе. Нынешнее понятие независимой страны напрямую связано с суверенностью народа. Ведь именно желания населения формируют власть. Страна является главным представителем своих граждан. Обеспечить защиту их интересов и прав в полном объеме имеет возможность лишь суверенное государство.

Независимая страна лично выбирает, как производить управление, а также какие органы власти будут входить в форму правления. Она самостоятельно формирует свои финансовые системы, лично организует защиту территорий. Суверенное государство как основа конституционного строя обеспечивает правопорядок и безопасность, формирует вооруженные образования для обеспечения защиты и целостности страны. Однако это не означает, что верховной власти можно творить все, что захочется. Ее возможности определены правом.

Следует отметить и то, что суверенное государство имеет право соединяться с другими странами, формировать союзы или же покидать их. Главное, чем оно руководствуется при этом, - народ и его интересы.

История

В конце девятнадцатого века практически все страны так или иначе обрели определенные границы. До этого достаточно большие площади суши не принадлежали ни одному государству, а населены были преимущественно кочевыми народами. Кстати, на планете остались до сих пор подобные территории, которые не подходят под определение суверенного государства. Пример: леса Амазонки, которые заселены в основном коренными народами, с некоторыми до сих пор не удалось наладить постоянную связь.

Между тем имеются страны, которые не могут установить полностью контроль над своей территорией.

Суверенное государство в глобализирующемся мире представляе собой одну из 200 стран.

Свойства суверенного государства

К главным особенностям можно отнести:

  • самостоятельность;
  • главной силой является государственная власть (территориальное верховенство государства).

Данные особенности постоянно находятся в зависимости друг от друга.

Территориальное верховенство

Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.

Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.

Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:

  • сосредоточение общественной власти и властного принуждения;
  • установление и удержание порядка внутри страны.

Независимость

Независимость государства на уровне международных отношений определена международным правом.

Международное право подразделяет независимость государства на два типа:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Внутренняя независимость

Внутренняя независимость подразумевает то, что международное право не может вмешиваться и управлять общественными взаимоотношениями внутри страны. Большинство стран считает неприемлемым вмешиваться во внутреннюю деятельность другого государства.

Внешняя независимость

Внешняя независимость государства первостепенно представляет взаимоотношения определенных стран независимо от других. Государство имеет возможность беспрепятственно вести дела с другими странами, опираясь на международное право.

Образовавшаяся страна обязана принять для себя условия международного права. В противном случае она не сможет запрашивать от иных стран признания своей независимости и территориального верховенства.

Суверенное государство: примеры стран

Рассмотрев особенности независимых стран, перейдем к основным представителям. Многие те, кто знает, что представляет собой суверенное государство, определение, пример назовут сразу. Однако некоторые все же могут ошибиться. Итак, первым примером суверенного государства может выступать наша Родина. Российская Федерация имеет неоспоримый суверенитет. Особенно это заметно по внешним отношениям страны. Другим примером может выступать Китай. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное заключение. Государство демонстрирует потрясающий рост экономики, благодаря чему большинство стран старается сотрудничать с Китаем.

Нельзя пройти мимо Соединенных Штатов Америки, которые играют огромную роль в отношениях мировых государств. Однако суверенитет данной страны признается не каждым. Достаточно много специалистов считают США сателлитом Великобритании. Конечно, вряд ли кто-то будет отрицать то, что Англия также попадает в список суверенных государств. Последним примером может выступить Франция. Страна постоянно находится в отношениях с другими государствами и нередко вынуждена обращаться к ним за помощью, однако является полностью независимой.

Непризнанные государства

Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.

Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:

  • в результате революции;
  • после распада страны;
  • в результате послевоенного разделения;
  • после получения колонией независимости от метрополии;
  • из-за внешнеполитических игр.

Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.

Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство. Оно непризнанное, является террористическим формированием. Появилось в 2013-2014 годах и контролирует часть Сирии и Ирака. Большинство стран не рассматривают ИГ как государство и считают его террористической организацией.

Частично признанные государства

Такие страны не признаются ООН, но при этом признаются странами, входящими в данную организацию.

При этом частично признанные государства можно подразделить на полностью и отчасти контролируемые свою территорию.

К странам, которые фактически контролируют свою территорию, относятся: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

К странам, контролирующим часть территории, на которую претендуют, относятся: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Государство Палестина и Республика Косово.

Кроме этого, есть ряд стран, которые являются членами ООН, но не признаются некоторыми другими государствами.

  • Армения. Не признается Пакистаном.
  • Израиль. Не получил признания у многих мусульманских и арабских стран.
  • Кипр. Не признан Турцией.
  • КНР. Не признается странами, которые поддерживают Китайскую Республику.
  • КНДР. Признать независимость страны отказывается Франция, Япония, Эстония и Республика Корея.
  • Республика Корея. Не признана КНДР.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она явля­ется высшей, т.е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства кон­ституции и других законов, издаваемых высшими органами государ­ственной власти.

Следовательно, верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограничен­ности. В конституционном государстве власть всегда ограничена пра­вом. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суве­ренная власть основана на праве и ограничена правом. Другое дело. что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей.

Верховенство государственной власти делает се единственной поли­тической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной поли­тической власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности выс­шую государственную власть. Юридические признаки единства госу­дарственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, ох­ватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само­стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Со времени своего основания в 1917 году Российская Федерация формально никогда не утрачивала своего суверенитета. Она признава­лась суверенным государством всеми действующими на ее территории советскими конституциями, как союзными, так и республиканскими. Однако этот суверенитет носил лишь потенциальный характер. Он мог быть реализован только в случае выхода России из состава Союза ССР.


Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверените­та Российской Федерации явилась Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистичес­кой Республики», принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР*. Выражая волю народов России, Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее террито­рии и заявила о решимости создать демократическое правовое государ­ство в составе обновленного Союза ССР.

*См.: ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

Декларация характеризует Россию как суверенное государство, со­зданное исторически объединившимися в нем народами. В ней подчер­кивается, что суверенитет РСФСР - единственное и необходимое ус­ловие существования государственности России, имеющей многовеко­вую историю, культуру и сложившиеся традиции, что он провозглаша­ется во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъем­лемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

Впервые носителем суверенитета и источником государственной власти в России признается ее многонациональный народ и закрепля­ется его право непосредственно осуществлять государственную власть.

Декларация предусматривает политические, экономические и пра­вовые гарантии суверенитета России. Они включают полноту власти Федерации при решении всех вопросов государственной и обществен­ной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно были переда­ны в ведение Союза ССР; верховенство Конституции Федерации и других ее законов на всей ее территории; исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; полномочное представительство России в других союзных рес­публиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осу­ществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР; невозможность изменения территории России без волеизъявления народа, выраженно­го путем референдума; право свободного выхода из СССР.

В Декларации указывается, что она является остовой для разработ­ки новой Конституции России и совершенствования республиканского законодательства.

В целях защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации и руководствуясь Декларацией о государственном сувере­нитете, 31 октября 1990 г. Верховный Совет принял Закон «Об обеспе­чении экономической основы суверенитета РСФСР»*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.

Согласно этому Закону, земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, расти­тельный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, рас­положенные на территории России, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, а также образующиеся в реках России запасы анадромных видов рыб за пределами морской экономи­ческой зоны, художественные и культурные ценности являются наци­ональным богатством народов России. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются за­конодательством России и республик, входящих в ее состав.

В Законе указывается, что расположенные на территории России объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, является собственностью России.

Закон установил, что преобразование расположенных на террито­рии России государственных предприятий союзного подчинения в ак­ционерные общества, перевод в иные формы собственности осущест­вляется исключительно на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством России, и что до принятия законов о собственности и приватизации не подлежат исполнению на территории Республики любые акты органов государственной власти и управления СССР, свя­занные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей, другого имущества, принадлежащего гражданам, трудовым коллективам, общественным организациям и иным собственникам, за исключением случаев, установленных законодательством России.

Закон признает недействительными внешнеэкономические союз­ные, союзно-республиканские и межреспубликанские сделки в отноше­нии находящихся на территории России ресурсов и фондов, заключен­ные без согласия Республики.

Закон предоставляет Правительству России исключительное право: определять порядок лицензирования и квотирования товаров и услуг, ввозимых или вывозимых с территории России; на определение тамо­женных пошлин по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности, находящихся под юрисдикцией России; на регистрацию участников внешнеэкономической деятель­ности, имеющих юридические адреса на территории Федерации; на аккредитацию иностранных фирм, банков и других организаций, имеющих свои офисы на территории России; на частотное присвоение на территории России в виде лицензирования.

Закон установил, что Российская Федерация не несет обязательств по общесоюзным кредитам, соглашениям и сделкам в отношении указанных в нем ресурсов и фондов, заключенным без согласования с соответствующими органами Федерации.

Основные идеи Декларации и Закона получили отражение в действующей Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; в ст. 4 – что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами.

Между тем с точки зрения теории конституционного права государство, являющееся частью другого государства, не может представлять собой суверенное государство.

Кстати говоря, подобные вопросы в истории человечества возникали неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающееся из подчиненных провинций.

Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: «Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двокое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам – все равно, каждая з них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом упускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решителями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии: допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а вхо-дящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами».*

*См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I. С. 78.

Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты – союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов – союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Главным фактором, обусловливавшим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежавшим им правом свободного выхода из состава Союза ССР.

Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно, объявление этих республик суверенными государствами – не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившему название «парад суверенитетов», и разного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Не удивительно поэтому, что действующая Конституция Российской Федерации признает суверенный характер власти исключительно за Российской Федерацией.

Защита Российской федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и террториальную целостность; дипломатической – Президентом и Правительством России, а также государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из существенных средств защиты государственного суверенитета Российской Федерации – законодательная и другая нормотворческая деятельность ее государственных органов.

Определение понятия государства

Рано или поздно человек начинает задумываться над происхождением некоторых известных ему понятий. Причем люди осознают, что означает, то или иное понятие, но не знают, как оно произошло. А может быть, данное понятие имеет не только известное человеку значение. Поэтому большинство людей интересуется значением или происхождением некоторых известных понятий, чтобы убедиться и забыть, что именно такое принято определение данного понятия. И не исключением является понятие суверенное государство

Слов государство не вызывает у людей сомнения значения. Но почему оно суверенное? Для этого необходимо разобраться со значением слова «суверенное».

Слово суверенный с французского языка (souverain) переводится, как высший, верховный. В свою очередь понятие суверенное государство можно трактовать, как государство, имеющее верховную (суверенную) государственную власть. Характеризуется суверенное государство по нескольким признакам и в первую очередь — своей независимостью от других государств. А также способностью вступать в международные отношения с другими признанными суверенными государствами. Т.е. другими словами это государство, которое на своей территории осуществляет внутренний и внешний суверенитет. Из этого вытекает еще одно понятие, как суверенитет государства.

Слово суверенитет произошло в свою очередь уже от другого слова и уже не от французского, а от латинского слова supraneitas (supra — выше). И означает верховенство власти.

Суверенитет государства это уже, как свойство государства и означает оно независимость и самостоятельность выполнения функций государства, как на своей территории так и за ее пределами. Понятия «суверенитет государства» и «суверенное государство» на первый взгляд схожие, но отличия заключаются, в том, что первое понятие это свойство второго.

Из всего этого можно сделать вывод, что употребление понятия «суверенное и независимое государство» может и не совсем правильно, т.к. суверенное государство и подразумевает такое свойство, как независимость. Но на это и существует своя точка зрения!


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча