09.10.2019

Основные политические идеологии. Политические идеологии


Слово «идеология» происходит от греческого idea - идея и logos - учение, т.е. этимологически означает «учение об идеях». Политическая идеология - это определенное учение, оправдывающее притязания той или иной группы лиц на власть и стремящееся в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Особенности политической идеологии:

1. Идеология создается идеологами, т.е. людьми, обладающими глубокими научными знаниями, аналитическим умом, самостоятельностью мышления, способными в теоретической форме выразить политические интересы того или иного класса, социальной группы, слоя.

3. Идеология всегда активна. Ее задача не просто объяснить мир, а преобразовать его на основе тех или иных идеологических принципов.

Наряду с экономической и политической властью идеологию можно назвать духовной властью над обществом.

Функции идеологии:

1. Создание системы ценностей и ориентаций человеческой деятельности.

2. Овладение общественным сознанием и внедрение в него своих критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

3. Объединение и сплочение общества на основе определенных целей и ценностей.

4. Организация целенаправленных действий общества по достижению поставленных задач.

Любая идеология провозглашает цели и идеалы, которые людям предлагается принимать на веру. Политическая идеология претендует на универсальную значимость, поэтому она стремится к подавлению других идеологий, заявляет о своем призвании изменить мир к лучшему. Она требует от своих сторонников приверженности ценностям и нормам, которые она культивирует.

В основе неолиберализма сохраняются, с одной стороны, некоторые «вечные» ценности либерализма, но, с другой стороны, вводятся новые идеи. Например, были приняты законы, усиливающие регулирующую роль государства, был введен принцип вмешательства государства в экономику. Право на частную собственность, хоть и остается главным, но перестает быть основополагающим, так как реально для огромной части общества оказываются более важными другие права. Например, для трудящихся, основным является право на работу, а для бедных - право на прожиточный минимум.

Современный либерализм признает неудовлетворительной классическую концепцию свободы и равенства возможностей, при которой государство не должно вмешиваться в экономическую и социальную сферу жизни общества. В реальности «стартовые возможности» индивидуумов зависят от разных причин, например, от семейного происхождения. Так, выходцы из богатых семей автоматически получают шанс на гораздо лучшее образование, воспитание, медицинское обслуживание, не говоря уже о явных преимуществах в виде наследуемой недвижимости и финансов. В итоге государство не может устраняться от участия в социально-экономической сфере жизни общества. Оно должно обеспечить возможность реализации индивидуальных способностей представителям разных слоев, в том числе обязано обеспечить бесплатный доступ к образованию, медицинское обслуживание и т.д. для тех, кто в силу своего происхождения и материального положения не может самостоятельно обеспечить себе равные стартовые возможности.

В современной либеральной идеологии важное место занимает концепция социальной справедливости. Речь идет не о социальном равенстве, так как либералы отрицают идею механического уравнительства и отстаивают идею вознаграждения за инициативу и таланты, а о принципе государственного перераспределения национального богатства для ликвидации крайностей неравенства, обеспечения прожиточного минимума и социальной защиты всем гражданам, для достойного вознаграждения тех социальных категорий, которые заведомо оказываются исключенными из рыночных механизмов, например, учителей, врачей, работников социальной сферы.

Итак, основная идея неолиберализма - личность должна иметь возможность для саморазвития на основе своих талантов, способностей, здоровой конкуренции, но государство должно смягчать негативные последствия рыночной системы.

Консерватизм . Возникновение консерватизма как политической идеологии также связывают с эпохой Просвещения и Великой Французской революции 18 века. Консерватизм стал реакцией на исходившую от революции угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей. Первоначально это была идеология дворянства, но постепенно к ней примкнули и более широкие слои. В целом это идеология элиты.

Идеологом консерватизма считается английский политический деятель и философ Эдмунд Берк . В 1790 г. выходит его книга «Размышления о революции во Франции», в ней были впервые сформулированы основные принципы консерватизма: общественная жизнь должна основываться на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Для обеспечения будущего общество должно быть стабильно, уравновешено и обновляться постепенно.

Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Франсуа Рене де Шатобрианом , который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор», с тех пор данный термин широко используется для обозначения определенного образа мышления, умонастроений, стиля поведения и т.д. Но чаще всего под консерватизмом понимают политическую идеологию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей и противостоящую резкому обновлению общества.

За двести лет своего существования консерватизм претерпел большие изменения, существует множество подходов к типологизации консерватизма, однако, в консерватизме также можно выделить два этапа: классический консерватизм и неоконсерватизм.

Идеи классического консерватизма:

1. У реального мира существует некое неизменное жизненное начало, и человек в силу ограниченности своего разума не должен браться за переустройство мира, так как может разрушить это жизненное начало, что приведет к разрушению самих устоев общества.

2. Отрицается сознательный прогресс в обществе. Социальный прогресс есть результат проб и ошибок, в ходе его накапливается и передается из поколения в поколение опыт, который воплощается в учреждениях и ценностях. Отсюда сохранение таких ценностей, как частная собственность, уважение церкви и религии, сильная государственная власть, традиции семьи. Эти учреждения и ценности не создаются сознательно и целенаправленно, потому что их природу в принципе нельзя понять.

Общество - это совокупность институтов, норм, моральных убеждений, обычаев, традиций, восходящих к глубокой истории. Их взаимосвязь и единство - это чудо истории, его нельзя объяснить рациональными доводами, т.е. нельзя объяснить почему все существует именно в таком виде, а не в другом. Поэтому уже сложившимся институтам и связям всегда надо отдавать предпочтение перед любыми новациями, какими бы они не казались совершенными с рациональной точки зрения.

3. Конституция рассматривается как проявление высших принципов, которые не могут произвольно изменяться человеком, провозглашается принцип верховенства закона и гражданского законопослушания.

В процессе общественного развития многие принципы консерватизма претерпели существенные изменения. В Западной Европе возникает неоконсерватизм, как реакция на экономический кризис 1973-1974 гг. В данном течении сочетаются многие идеи и ценности классического консерватизма с идеями либерализма. Например, была воспринята идея общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, идея демократизации политики и социальных отношений. Политическими выразителями неоконсерватизма стали Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган .

Современные ускоренные темпы жизни, нарушение духовного и экологического равновесия приводят к нестабильности общества, к растерянности людей. В этих условиях неоконсерватизм предложил возврат к традиционным ценностям и идеалам, например, к приоритету семьи и религии, социальной стабильности, основанной на моральной взаимной ответственности граждан и государства, уважении права, провозглашается крепкий государственный порядок и стабильность. Т.е. во главу угла в обществе, измученном безработицей, инфляцией, потерей духовности, сексуальной революцией и т.д., были поставлены универсальные нравственные законы и мораль как основа общества.

Ответственность за сохранение этих устоев возлагалась на самого индивида, который должен рассчитывать прежде всего на свои силы, свою инициативу и жизнестойкость, а не рассматривать государство как «дойную корову». Но человек не был оставлен на произвол. Государство должно обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия, предоставлять возможность образовывать политические ассоциации. Государство должно также поддерживать и развивать институты гражданского общества.

Хотя неоконсерватизм не смог решить многие проблемы экономики, но он дал опору для стабильности общества, смог защитить человека, духовную сферу его жизнедеятельности в индустриально развивающемся обществе. Неоконсервативной идеологии придерживаются в современном мире многие крупные политические партии западных стран, например, республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии, влияние данной идеологии очень велико в западном обществе.

Социал-демократия . Социал-демократия возникает на определенной стадии развития буржуазного общества в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Эта идеология выражает прежде всего интересы лиц наемного труда. Теоретические основы социал-демократии были заложены в работе Эдуарда Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Социал-демократы обосновывали постепенный переход от капиталистического общества к социалистическому через реформы. Современные идеи социал-демократизма были сформулированы на конгрессе социал-демократов во Франкфурт - на Майне в 1951 г.

Главными ценностями провозглашаются идеи свободы, справедливости, солидарности. Свобода означает право каждого на самоопределение. Равенство всех в своих правах и свободах означает справедливость. Солидарность означает взаимопомощь, взаимоподдержку.

Для идеологии социал-демократизма характерны следующие черты:

1. Выдвижение концепции демократического социализма. Но социализм понимается не как тип общества, а как процесс, направленный на реализацию основной ценности социал-демократии - повышение благосостояния общества, поэтому признается приоритет развития социальной сферы, а не достижение максимальной экономической прибыли. Задачами социал-демократов является улучшение качества жизни, создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания. Важное место занимает решение экологических проблем. Идеалом политической власти является социальное государство.

2. В экономической сфере социал-демократы выступают за смешенный тип экономики. Ключевые отрасли промышленности должны обобществляться или находиться под контролем государства. В тоже время важным является общественный контроль над инвестициями, участие трудящихся в совместном принятии решений на уровне компаний и профсоюзных объединений в разработке национальной экономической политики, поощряются самоуправляемые кооперативы рабочих и фермеров, государственные предприятия с демократическими формами контроля и управления и т.д.

3. Большая роль отводится профсоюзному движению.

4. Большое значение придается социальному партнерству и консенсусу при решении различных проблем. Преобразование общества должно происходить через постепенные реформы, а не революцию.

В современном мире социал-демократическая идеология представлена разными партиями - социал-демократическими, социалистическими, лейбористскими, рабочими. В целом насчитывается около 80 подобных партий, которые объединяют около 20 млн. человек, за эти партии голосует более 200 млн. избирателей. Во многих западных странах (Англия, Германия) основная политическая борьба развертывается между партиями социал-демократического типа и партиями неоконсерваторов.

Коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма - учения, возникшего в Западной Европе в средине 19 века. Основоположники - Карл Маркс и Фридрих Энгельс . Марксизм разработал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, с отчуждением человека от власти, от собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Носителем данной идеологии стал пролетариат.

Марксизм является радикальной идеологией, главную роль он отводит революционным методам преобразования старого общества и построения нового общества.

Основные идеи:

1. Признается возможность научного познания окружающей действительности, объективных общественных законов, и неуклонный прогресс общества.

2. Тип общества определяется главным образом уровнем развития производительных сил, а также культурными, психологическими, духовными и другими факторами. Исторический прогресс заключается в смене общественно-экономических формаций: от рабовладельческой к феодальной, а затем к капиталистической. Все три формации основаны на частной собственности, на эксплуатации классов и непримиримости их интересов. Экономической основой коммунистической формации, как идеала, к которому стремится развитие общества, является общественная собственность. Но к коммунистической формации и ее первой фазе, социализму, можно перейти только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, цель которой - экспроприация частной собственности и передача ее в руки трудящихся.

3. Коммунистическое общество предполагает формирование нового человека, который ориентируется, прежде всего, на моральные стимулы труда, труд на благо общества и т.д.

4. В построении нового общества упор делается на ведущую роль коммунистической партии, под руководством которой государственная власть осуществляет преобразование общества. Предполагается, что в последующем развитии государство и его органы будут заменены на систему общественного самоуправления.

Фашизм . Термин фашизм переводится с латинского как пучок, связка, объединение. Фашизм - это феномен 20 века, это реакция общества на проблемы и противоречия в различных сферах общества. Фашизм черпает свои силы в массовом движении протеста. Массовое движение нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, низвержение которого откроет путь к успеху. Идеология фашизма апеллирует к страстям, врожденным инстинктам, низменным чувствам человека.

Для возникновения фашизма подойдет не просто кризис в обществе, а кризис затянувшийся, который потряс всю социальную структуру общества, его моральные устои, нарушил экономические процессы, вызвал всеобщее разочарование в официальной идеологии и т.д.

Основные идеи фашизма:

1. Высокомерно негативное отношение к человеческой личности как существу, подверженному всяческим порокам, «сосуду греха», нуждающемуся в постоянной узде и твердой направляющей руке.

2. Признается неспособность человеческого разума к познанию мира. Разум является источником заблуждений и разочарований.

3. Основной упор в историческом развитии человечества делается на нацию. В основе смены уровней развития общества лежат взаимоотношения между нациями, духовный подъем и упадок наций.

4. Ставка на насилие, войну в решении внутренних и международных проблем.

Надо сказать, что сами по себе эти идеи могут быть основой не только фашистской идеологии, но вместе с тем не существует фашистских движений, которые не опирались бы на эти идеи.

Пренебрежительное отношение к личности, трактовка человека как «сосуда зла» обосновывают систему жесткого контроля над обществом со стороны той его части, которая, по мнению фашистских теоретиков (Бенито Муссолини , Адольф Гитлер), благодаря биологической наследственности и самоусовершенствованию, поднимается над средним человеческим уровнем (концепция Ницше «сверхчеловека» и «аристократии духа»). Чтобы деятельность общественных институтов была эффективной, требуется руководство на основе единой воли. Отсюда - естественная потребность в вожде, реализующем эту волю. А чтобы различные процессы в обществе не ослабляли единую сильную волю, оправдывается насилие, которое должно применяться не только как ответная реакция на действия, но и как реакция на намерения.

Провозглашение нации движущей силой общественного развития решает две проблемы. Во-первых, выдвигается идея борьбы за спасение, укрепление, расширение своей нации, которая является носителем позитивного начала и способна осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: «Немецкий дух - весь мир оздоровит»). А во-вторых, появляется конкретный враг, на счет которого можно отнести все неудачи и беды, это другая нация - носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, злоумышленник, строящий зловещие планы. Например, им может быть объявлено определенное национальное меньшинство. Такой враг полезен для внутренней политики, так как на него можно направлять недовольство для ослабления внутренней напряженности общества. Этот враг полезен и для внешней политики, для объяснения неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.д.

Итак, цель фашизма - возрождение и оздоровление в своей стране «титульной», т.е. основной нации. Провозглашается приоритет государственных интересов, жесткая система управления, замыкающаяся на личности вождя, исключается оппозиция. Методы фашизма - организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, унификация общественной жизни, подавление любыми способами противодействия.

Например, в Германии был создана фашистская идеология на основе мифа о превосходстве некоего народа «ариев», и была провозглашена политика поддержки государством «культурно созидающих рас», к которым относились, немцы, англичане; ограничения жизненного пространства для этносов, «обслуживающих культурные расы», к таким этносам относились славяне, жители некоторых государств Востока и Латинской Америки; и провозглашалось беспощадное уничтожение «культуроразрушающих» народов, в них зачислялись негры, евреи, цыгане.

Фашистская идеология была распространена в Германии, Италии (30-40-е годы), Испании и Португалии (30-60-е годы), Греции в 60-х годах. В начале 90-х годов в России профашистские идеи были представлены общероссийским общественным движением «Русское национальное единство», которое было запрещено в 1993 году.

Роль идеологии в политической жизни страны очень велика, но у каждой партии, у каждого государства есть собственное представление об идеальном государстве и об идеальной политике. Этот вопрос рассматривают в 11 классе. Давайте разберемся, какой смысл обществоведы вкладывают в слова «политическая идеология».

Понятие «политическая идеология»

Национальная и государственная идеология -это своего рода социально-политический феномен. Осознание себя как нации выражается именно в ней. Под политической идеологией понимают систему идей, которые выражают интересы каких-либо субъектов политической деятельности или всего государства. В последнем случае это национальная идея, которую можно считать ядром национального самосознания народа.

История понятия

Обычно историки считают началом появления оформленный политической идеологии XVII век. Хотя наиболее ярко направления в политической мысли оформились в XVIII веке. В то время можно было выделить два направления: традиционализм, который впоследствии стал называться консерватизмом, и либерализм.

Названия «правые» и «левые» появились именно во время Великой французской революции; на заседаниях Национальной Ассамблеи слева от спикера сидели сторонники перемен, либералы, а справа -те, кто выступал за традиционные ценности.

Современные идеологии

В наше время в современной политической жизни можно выделить в довольно большое количество различных политических идеологий, у каждой из них свои особенности. В то же время, определить точное количество современных политических идеологий трудно из-за сложности выборов критериев выделения направлений политической мысли.

Перед вами в таблице современные политические идеологии охарактеризованы с точки зрения их главных ценностей. Попробуем дать характеристику основным направлениям и выяснить, что общего у разных понятий.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Анархизм

Марксизм или коммунизм

Социал-демократизм

Либерализм

Консерватизм

Национализм

Фашизм

упразднение государства как инструмента принуждения, равенство и свобода

равенство, социальная справедливость, революция

свобода, справедливость, солидарность, социальное государство

демократия, правовое государство, разделение властей, свобода мысли и слова, равенство перед законом

традиции, порядок, семья, религия, мораль, стабильность

идеи национальной исключительности и обособленности

расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип

Но сначала поговорим о функциях политической идеологии в обществе.

Функции идеологии

Какую роль играет политическая идеология в социуме? Является ли она одной из форм общественной жизни или ее цель совсем в другом? Например, выявление научной истины или предположение о дальнейшем развитии общества?

Обычно в науке выделяют три основные функции, выполняемые политической идеологией:

  • ориентирует людей в системе интересов той социальной группы, в которую они входят;
  • активизирует граждан, призывает их принимать участие в политической жизни;
  • интегрирующая роль -идеология является объединяющей идеей для какой-либо группы людей.

Если в государстве имеется господствующая идеология, она часто закрепляется в Конституции страны; тогда она становится государственной идеологией, и это помогает сплотить народ и сделать политическую жизнь более активной.

Анархизм

Анархизм – это крайне левая идеология. Последователи идеи считают целью упразднение государства как инструмента принуждения, а главной ценностью они провозглашают равенство и свободу. Последователи анархизма уверены, что люди могут обойтись без государства, создавая небольшие свободные коалиции ради торговли или совместной деятельности.

Коммунизм

Коммунизм сформировался на основе марксизма, то есть идеологии, предложенной философом Карлом Марксом. Коммунизм представляет собой несколько доработанный марксизм. Суть этой разработки в отношении к перспективам коммунизма в политике и роли партии. Он является выразителем интересов пролетариата. Основные ценности коммунизма следующие: общественная собственность на средства производства;

Необходимым элементом является классовый подход к любым социальным отношениям;

  • приоритетны всегда интересы пролетариата;
  • принцип «от каждого по способности, каждому по потребности»;
  • общественные интересы признаются более важными, нежели личные;
  • максимальная роль партии в структуре государства.
  • Коммунизм являлся единственной политической идеологией СССР.

Социал-демократизм

Социал-демократическая идеология изначально была частью марксизма, но в конце XIX века отделилась от него, поскольку не согласна со многими принципы марксизма. Главным образом социал-демократия отрицает революцию и диктатуру пролетариата как единственную возможность изменения существующего положения вещей. Социал-демократы считают, что можно изменить буржуазное общество в нужном направлении с помощью структурных реформ. Главные ценности: справедливость, свобода, солидарность, экономический плюрализм, всеобщее право на труд и образование. Сейчас социалистическая демократия является одной из центристских идеологий.

Либерализм

Либерализм – это одна из старейших политических идеологий, которая зародилась вместе с буржуазным обществом; основоположниками этой идеологии были Локк и Смит, объявляющие высшими ценностями

  • справедливость;
  • свободы личности (при этом права личности считаются приоритетными по сравнению с интересами общества и государства);
  • частную собственность;
  • равенство всех людей (но не в экономическом отношении);
  • свободный рынок;
  • участие всех в управлении государством.

Это одна из правовых политических идеологий, представители которой декларировали ограниченную возможность вмешательства государства в частную жизнь.

В настоящее время либерализм существует в виде неолиберализма, который близок другим центристским идеологиям.

Консерватизм

Это тоже одна из старейших идеологий, выступающая за сохранение существующего порядка. Среди базовых ценностей можно перечислить

  • порядок;
  • традиции;
  • стабильность.

Консервативная идеология исходит из предположения, что люди от природы эгоистичны и злы; для того чтобы справиться с негативными проявлениями в обществе, необходимо сильное государство с большим количеством силовых структур. Свободу консервативная идеология понимает как лояльность граждан по отношению к власти. Консервативная идеология признаёт принципы частной собственности и рынка, но государство важнее экономики и отдельных граждан.

В настоящее время существуют в виде неоконсерватизма, который тоже близок к центристским идеологиям, хотя по сути является уже правой.

Национализм

Это одна из правых политических идеологий. В это понятие вкладывают разный смысл, от негативного до самого обычного. Выделяют два типа. «Созидательный» национализм способствует сплочению нации. Однако если эта ценность переходит в сверхидею и своя нация начинает противопоставляется всем остальным, то национализм превращается в разрушительную идеологию, опасную как для окружающих народов, так и для себя.

Идеологии национализма свойственно слияние идеи нации и государства, и одна из ценностей -совмещение границ нации с границами страны.

Фашизм

Фашизм – одна из правых идеологий; основной ценностью является не интересы какой-либо социальной группы, а интересы конкретной нации. Основная тема – национальное возрождение.

По определению, это крайний шовинистический национализм, как правило, он дополнен также расизмом и антисемитизмом.

Классическими образцами фашизма являются итальянский фашизм и немецкий нацизм; для фашистских теоретиков важно, что национальная идея воплощается в государстве во главе с вождем.

Одной из форм фашизма была идеология Германии накануне Второй мировой войны.

Большинство населения тяжело переживало поражение в Первой мировой войне; многие люди не имели работы, утратили либеральные ценности. Национальная идея набрала большую популярность. Германский нацизм представляет собой очень радикальную ветвь, это идеология, который было свойственно много откровенно расистских идей и тоталитарная организация государства.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 92.

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания, играя значительную роль в жизни общества. История еще не знала ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями.

Идеология – это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиции интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

Идеология, по сути дела, является односторонним, социально заинтересованным отражением действительности.

Основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. Эти интересы познаются, осознаются, далее, разрабатываются программные цели и средства их достижения.

Любая идеологическая система включает в свое содержание экономические, политические и другие концепции. При этом осуществляется опора на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы.

Общество состоит из нескольких классов и социальных групп и у каждого класса и группы свои интересы, не совпадающие между собой, следовательно, в обществе постоянно происходит идеологическая борьба.

Одна из важных задач идеологической борьбы – это предание интересам господствующего класса формы всеобщих интересов и внедрение в сознание людей идеи общности интересов всех классов.

Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок. Силовое навязывание этих установок происходит с помощью социальных институтов. В прошлом таковыми институтами была церковь, система воспитания и образования, сейчас целенаправленная деятельность по формированию общественного сознания осуществляют СМИ и коммуникации. Идеология сплачивает общество, интегрирует, создает широкую социальную основу для власти правящих элит.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что политическая идеология определяется как специфическое учение (доктрина), обосновывающее притязания того или иного класса, социальной группы на власть (или ее использования) и добивающиеся, в связи с этими целями, подчинения общественного мнения идеям класса.

Цели политической идеологии:

· овладение общественным сознанием;

· внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития;

· регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии выделяются три уровня:

· теоретико-концептуальный уровень – на этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы. Проводится работа по отбору и обобщению идейного материала для устранения противоречий в идеологической системе. От того, как будут выстроены эти ценности и идеалы, зависит восприятие идеологии массами;

· программно-директивный уровень. На этом уровне ценности и идеалы переводятся в программы, требования, лозунги элит, партий. Формируются стратегия и тактика политической борьбы;

· поведенческий уровень. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов, требований к определенному типу политического поведения.

Мировая практика выработала множество различных идеологических систем, среди которых либерализм, консерватизм др.

Либерализм . Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 году «либералами» называли делегатов-националистов в Кортесах (испанская разновидность протопарламента). Затем оно вошло в английский, французский и другие языки.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации. У ее истоков были идеи таких авторов, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольтд, Т. Джефферсон, Дж. Мэдилон, Б. Констан.

В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Ценности либерализма – это свобода, достоинство человеческой личности, терпимость.

Свобода понималась приверженцами либерализма несколько в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Эту позицию А. Берлин сформулировал следующим образом: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».

Классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия.

Свобода отождествлялась с частной собственностью, так как частная собственность рассматривалась как гарант и мера свободы.

Проблема отношения государства и человека, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида была одна из основных, рассматриваемых в учении либералов.


Право, по их мнению, являлось инструментом гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм своды выбора.

В политической, государственной сфере была предложена также идея государст ва – «ночного сторожа». Суть этой идеи состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере – идея свободного рынка, ничем неограниченной конкуренции.

Классическому либерализму было чуждо рассмотрение прогресса общества через революции, хотя именно эта идеология стимулировала начало революций конца XVIII – XIX веков.

Неолиберализм – современная форма либерализма. Эта концепция сформировалась в XX веке. В русле данного направления принципы классического либерализма модернизируются. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, приверженцы неолиберализма в то же время стали подчеркивать необходимость определенного вмешательства в экономику для ограничения господства монополий и предотвращения экономических конфликтов.

Одна из значительных идей неолиберализма – это, прежде всего, идея коллективизма независимых и свободных индивидов.

Сегодняшний неолиберализм – идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно на слои предпринимателей, защищающих, прежде всего, их интересы. Это объясняет то, что партии, придерживающиеся идеологии неолиберализма, существуют во многих странах и являются в них весьма влиятельными. Среди таких стран Канада, Англия, Австрия.

Консерватизм. История возникновения консерватизма берет свое начало еще во времена Великой Французской революции. Впервые основные положения консерватизма были сформированы в работах Э. Берка, Ж. де Местера, Л. де Бонанда.

Основатели консерватизма противопоставили идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как органическую и целостную систему.

Основные политические принципы данного идеологического направления – это необходимость приспособления к обычаям, национальным традициям, установившимся социально-политическим институтам. В конструкциях консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивает жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела – жизнеспособность и целостность всего его организма.

Неоконсерватизм. Неоконсерватизм отстаивает традиционные идеи и принципы консерваторов, отвергая любые революционные ломки общества как живого организма.

Неоконсерватизм отдает предпочтение действию по методу проб и ошибок, а не реализацию рационально обоснованных социально-политических проектов. По мнению Берка, очень хорошие схемы, созданные с наилучшими намерениями, часто имеют позорные и печальные последствия.

В области экономических отношений приверженцы неоконсерватизма ратовали за свободный рынок, конкуренцию и предпринимательство. В сфере духовной и социальной жизни – защита морали и религии.

Государство в русле неоконсерватизма – это главное орудие обеспечения в обществе порядка, стабильности, но при этом оно не должно вмешиваться в экономическую жизнь, так как вмешательство государства ведет к негативным для свободы личности последствиям. Неоконсерваторы настаивают на авторитете власти, законности и порядке. Ратуя за широкую демократию, неоконсерваторы признают, что она ничего общего не имеет с анархией. Индивид свободен, но не может быть свободен от общества.

Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.

Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Различают три уровня функционирования политической идеологии :

1) концептуально-теоретический (теории и учения);

2) программно-политический (программы, манифесты);

3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания.

Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины. (Доктрина - учение, политическая система.)

Консерватизм - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергавшая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений . Термин "консерватизм" был введен Ф. Шатобрианом в 1830 г. Основоположником политической идеологии консерватизма считается Э. Бёрк - английский аристократ, государственный деятель, выступивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э. Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства" (1770 г.) и "Рассуждения о революции во Франции" (1790 г.). Консерватизм противостоит не только коммунизму и социал-реформизму, но и либерализму, несмотря на наличие некоторых общих с ним социально-политических установок: признания частной собственности основой личной свободы человека, требования невмешательства государства в сферу экономики, выражения приверженности законности, политическому плюрализму, демократии.

В настоящее время в консерватизме можно выделить три направления: традиционализм , либертаризм и неоконсерватизм . Первое, по традиции, делает акцент на превосходстве политических порядков "старых, добрых времен" (основоположники Э. Бёрк и де Мёстр ). Второе направление - либертаризм - выступает проповедником и защитником идеи неограниченной свободы человека (Ф. Хайек, Дж. Роум, Р. Позик ). Третье направление - неоконсерватизм - сложилось относительно недавно, во второй половине 1970-х гг. Оно несет на себе отпечаток сближения с либерализмом (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл ).

Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национализации; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий.

Несмотря на определенное сближение во взглядах, серьезным оппонентом консерватизма во многих странах по-прежнему остается либерализм.

Либерализм - идеология, обосновывающая необходимость признания абсолютного суверенитета человека в любой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества. В разработку идей либерализма внесли заметный вклад Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и многие другие известные философы и политики.

Основополагающие ценности либерализма следующие: личная независимость и добровольное сотрудничество; частная собственность и рыночная саморегулирующаяся экономика; правовое государство с ограниченным правом вмешательства в жизнь общества; демократия и свободная конкуренция политических сил и идей .

В конце XIX - начале XX вв. под влиянием противостояния социал-реформизму классический либерализм был подвергнут ревизии, которая привела к появлению неолиберализма, или "социального либерализма" , ориентирующегося на ограниченный социальный реформизм и примирение идей равенства и свободы. Это течение постепенно впитывает в себя идеи защиты социально-экономических прав граждан, отстаивает рационализм, индивидуализм и антиэтатизм. Именно это обстоятельство и обусловило развитие тенденции к сближению позиции части либералов и консерваторов и возникновение неоконсерватизма.

Как консерватизм, так и либерализм не могут не считаться с существованием идеологии социал-реформизма, пользующейся достаточно большим влиянием в европейских странах.

Реформизм - идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям.

Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Они считаются равнозначными и взаимообусловленными . Социально-экономическая программа предусматривает существование смешанной экономики, государственное регулирование экономики (с помощью экономических рычагов и законодательств), развитое социальное законодательство (нацеленное на реализацию принципа социальной справедливости), участие персонала в управлении производством (неокорпоративная модель труда и капитала). Пытаясь приспособиться к новым условиям, социал-демократическая теория и политика трансформируются в направлении отказа от крайностей, от жестких установок на общественную собственность; взят курс на дистанцирование от профсоюзов, чтобы снять обвинение в поддержке корпоративизма; разрабатываются проекты качественного преобразования социальных требований и концепции социального государства.

Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.

Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе .

Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма.

Кризис коммунистического движения и его идеологий происходит на фоне бурного роста так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеологии и культуры.

Идеология альтернативных движений .

Разнородный социальный состав обусловливает мозаичный, эклектичный характер идеологии альтернативистов. Ей свойственна критическая направленность в отношении многих явлений современного общества, доходящая до полного отрицания существующего социального строя. Заметно и влияние анархизма , то есть идеи безгосударственного устройства общества.

Программы альтернативных движений включают широкий спектр требований: защита природы, устранение угрозы ядерной войны, воспитание людей в духе новых ценностей, полная занятость и участие трудящихся в управлении производством, прекращение всех форм дискриминации и др.

Haиболеe заметную роль в современном мире играют следующие движения: за новый стиль жизни, экологическое и антивоенное . Набирают силу молодежные, феминистские и правозащитные выступления.

В идейном отношении наиболее разработанными являются программы экологических движений, особенно "зеленых". Это общественно-политическое движение возникло в конце 70-х - начале 80-х гг. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания человека, подчинение хозяйственной деятельности требованиям экологического императива, ликвидация крупных экономических структур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полное уничтожение оружия массового поражения и др.

Экологическое движение начинало с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Постепенно сложилось реформаторское крыло, связанное с пересмотром отдельных буржуазных ценностей, а не с оппозицией системе в целом. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые придерживаются той точки зрения, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу.

Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма, военной опасности и применения насилия в решении политических проблем . В 1920-30 гг. возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера и цели, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой человеческие жертвы.) В настоящее время в антивоенном движении наблюдается тенденция перерастания его в движение за выживание человечества, за безъядерный, ненасильственный мир.

К альтернативным движениям относятся и так называемые "гражданские инициативы" - их наиболее распространенная, но наименее организованная форма. Центральный момент их деятельности - это борьба за удовлетворение каких-либо конкретных требований, а также разработка и реализация социальных проектов . Близки к "гражданским инициативам" организации альтернативного образа жизни, пытавшиеся изменить жизнь общества путем создания общин и коммун, альтернативных предприятий и организаций.

В целом для альтернативных движений характерно то, что входящие в них организации имеют зачастую большую поддержку, чем традиционные партии, но их развитие сопровождается спадами и подъемами активности. Они порождают новые формы социальной жизни и организации, сплачивают, соединяют людей, формируют основу для единства действий различных слоев и групп населения. Следует отметить, что элемент стихийности, свойственный новым социальным движениям, может породить иногда и деструктивные действия, особенно в случае усиления националистических настроений.

Этнополитические идеи и концепции.

Конец XХ в. ознаменован явлением так называемого "этнического ренессанса", взрывом движений и выступлений на национально-этнической основе, разрабатывающих собственные политические концепции и программы. В связи с этим возникли серьезные проблемы не только на территории бывшего СССР, но и во многих, казавшихся благополучными, сообществах: в Канаде, Испании, Бельгии. Распались Югославия и Чехословакия, не утихают межэтнические конфликты в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане, Турции, Ираке и некоторых других странах. Поскольку разграничить национальные интересы и националистические настроения весьма сложно, очень трудно найти пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов.

"Этнический ренессанс" породил множество этнополитических концепций, содержащих ряд общих черт:

  • требование права на самоопределение этноса;
  • претензию на неограниченное владение каждым этносом имеющейся у него территорией или территорией исторического проживания с её ресурсами;
  • выдвижение этнополитических интересов в качестве приоритетных, что подразумевает превращение государства в инструмент защиты интересов преобладающего в стране этноса или нации и создание каких угодно маленьких, но мононациональных суверенных государств.

И без того пестрый конгломерат этнополитических концепций соединяется почти повсеместно с другими политическими идеологиями. Современная история России и других стран СНГ дает много примеров соединения идей суверенитета коренного этноса с религиозными, либеральными, социалистическими и даже коммунистическими идеалами. Довольно часто, как и в других регионах планеты, рост национального самосознания ведет к негативным последствиям: отрицанию общечеловеческих ценностей, ущемлению интересов этносов, не имевших своих территорий проживания, неразборчивости в средствах достижения целей, оживлению предрассудков и традиций, осложняющих отношения между людьми различных национальностей.

Мировое сообщество серьезно озабочено проблемой переведения межэтнических и межнациональных конфликтов в плоскость мирного демократического решения, достижения баланса интересов различных этнических групп.

Религиозно-политические доктрины.

В последней четверти ХХ в. заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике. Во многих странах оживился клерикализм - политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии также не стоят в стороне от политической жизни. На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки.

Католицизм. Большое влияние на политику оказывает глава католической церкви - папа, но главный канал воздействия католицизма на политическую жизнь в Европе - это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия). В Латинской Америке, где проживает 60% всех католиков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христианское течение, отстаивающее модель персоналистского, плюралистического коммунитарного общества "социального участия". В этом регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина "теологии освобождения" , опирающаяся на новую трактовку библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытается соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от "библейского" греха . В 1960-х гг. "теология освобождения" получила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Анголе, ЮАР).

Ислам. В исламском мире роль религии в политике традиционно велика. Во многом это объясняется популярностью идеи халифата-государства, где существует единство политической и религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное , модернистское и фундаменталистское . Роль их в политической жизни общества различна.

Ортодоксы выступают с консервативных позиций, идеализируют традиционные общественно-политические отношения в обществе, являются противниками перемен.

Модернисты стремятся адаптировать религиозные идеи к потребностям либерально-демократических преобразований.

Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудовской Аравии.

Подводя итог рассмотрения политических идеологий и политических течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, при этом то одна, то другая периодически либо усиливают, либо ослабляет свое влияние.

16. Политическая идеология. Богбаз11, §14, 158 – 168.

16.1. Политическое сознание.

16.2. Структура (строение, состав) политического сознания.

16.3. Что такое идеология?

16.4. Основные течения политической идеологии.

16.4.1. Либерализм.

16.4.2. Консерватизм.

16.4.3. Социализм.

16.4.4. Национализм.

16.1 . Политическое сознание .

Политическое сознание – 1) одна из форм общественного сознания; 2) мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём; 3) это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к ней.

16.2 . Структура (строение, состав) политического сознания .

Политическое сознание = 1) обыденное (обыденно-практический уровень) сознание + 2) теоретическое (идеолого-теоретический уровень) сознание.

Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология (политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации, оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей).

Теоретическое сознание = политологическая наука + идеология.

16.3 . Политическая идеология .

16.3.1. Что такое политическая идеология ?

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.

Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, то представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. Так, интересы «третьего сословия», буржуазии во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескьё, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах Маркса.

16.3.2. Чем наука отличается от идеологии ?

1) В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания.

2) Идеологии свойственно упрощение, частичное отражение действительности. При этом одна сторона действительности выдаётся за полную её картину.

3) Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой идеологии.

16.3.3. Возможно ли создание научной идеологии ?

Карл Маркс : это возможно в том случае, если частные интересы субъекта политики воплощают в себе общие интересы и ценности всего человечества.

16.3.4. В каких формах существует политическая идеология ?

2) Важной формой воплощения идеологии являются политические программы.

3) Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей.

16.4 . Основные течения политической идеологии .

16.4.1. Либерализм (от лат . liberas – свободный).

Основные идеи : 1) свобода личности, широкие гражданские и политические права человека; 2) равенство всех людей перед законом; 3) личная ответственность человека за собственное благополучие; 4) ограничение вмешательства государства в общественную и личную жизнь: «ночной сторож» и «невидимая рука рынка» (Адам Смит); 5) свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности.

«Невидимая рука рынка » - предположение Адама Смита, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.

Главные представители: Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Адам Смит (1723-1790).

Джон Стюарт Милль : «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Неолиберализм – направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х – 1990-е годах XX века.

В отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики. В число функций государства включается защита свободного предпринимательства, рынка и конкуренции от угрозы монополизма, разработка общей стратегии экономического развития, социальная защита малообеспеченных слоёв населения.

В чём заключаются особенности российского либерализма ?

Главные представители: Борис Чичерин (1828-1904), Петр Струве (1870-1944), Павел Милюков (1959-1943).

Отличия российского либерализма от западного :

1) к началу либеральных преобразований в странах Восточной Европы отсутствовали необходимые элементы гражданского общества;

2) средний класс, даже если он существовал, был недостаточно силён, чтобы стать социальной базой этих преобразований;

3) эти преобразования было необходимо провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени;

4) основным носителем преобразовательной программы выступала не буржуазия, как на Западе, а скорее само государство, инструментом её реализации в значительной мере становилась бюрократия, а методы проведения неизбежно приобретали принудительный характер.

Николай Бердяев . «Философия неравенства» (1918):

«Либерализм ваш роковым образом изменил своей единственной возможной духовной основе. Вы сделали декларацию прав человека и оторвали её от декларации прав Бога. В этом был ваш первородный грех, за который вы наказаны… Вы забыли о правах Бога, вы забыли и о том, что декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека. Путь, на котором права человека были оторваны от обязанностей человека не довёл вас до добра. На этом пути выродился ваш либерализм…».

Можно ли в современной России осуществить идеалы либерализма ?

Опыт проведения либеральных реформ в России позволяет усомниться в возможности положительного ответа на этот вопрос.

Гюнтер Рормозер , профессор политической философии (Германия):

«В России… нет ни либеральной традиции, ни либеральной философии; нет и каких-либо благоприятных для развития либерального сознания общественных условий… процветающая либеральная система предполагает существование достаточно зрелого общества. В Германии сотни тысяч мелких предпринимателей; в великой России их должны быть миллионы. Совершенная и дееспособная либеральная система требует определённого уровня зрелости гражданского общества. Не случайно благоразумные либералы рекомендуют сегодня России развивать то, что принято называть гражданским обществом. Под гражданским обществом… подразумевается не что иное, как свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Общество… - это не только экономика, но и источник культурной и политической инициативы. В обществе люди должны объединяться друг с другом, чтобы реализовать и свои личные, и общие интересы. Все эти предпосылки в России отсутствуют, и потому было бы в высшей степени ошибочно навязывать России идею, будто она сможет решить свои проблемы посредством принятия того, что на Западе понимается под либеральным обществом и либеральной системой… В России же осуществление прав и свобод – а мечтами об этом человечество обязано либерализму – возможно лишь в случае осознания ею необходимости возрождения консервативных традиций и элементов. Либерализм победит в этой стране не ценой борьбы с консерватизмом или уничтожения консервативных сил: если в России у либерализма вообще есть будущее, то ему придётся ужиться с просвещённым консерватизмом…».

Михаил Ходорковский . «Кризис либерализма в России» (2004):

«Русский либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать, во-первых, некоторые важные национально-исторические особенности развития России, во-вторых, жизненно важные интересы подавляющего большинства российского народа. И смертельно боялся говорить правду… Что мы можем и должны сегодня сделать? Назову семь пунктов, которые представляются мне приоритетными.

1) Осмыслить новую стратегию взаимодействия с государством. Государство и бюрократия не синонимы. Пришло время спросить себя: "Что ты сделал для России?”…

2) Научиться искать правды в России, а не Западе… Надо перестать пренебрегать – тем паче демонстративно – интересами страны и народа. Эти интересы наши интересы…

3) Отказаться от бессмысленных попыток поставить под сомнение легитимность президента. Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства – не просто физическое лицо. Президент – это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, - нового февраля 1917 г. Россия не выдержит…

4) Перестать лгать – себе и обществу…

5) Оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы - люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в России может состояться только в контексте национальных интересов…

7) Вложить деньги и мозги в создание принципиально новых общественных институций, не замаранных ложью прошлого… Привлекать к себе совестливых и талантливых людей, которые и составят основу новой элиты России. Самое страшное для сегодняшней России – это утечка мозгов…».

16.4.2. Консерватизм (от лат . conservatio – охранять, сохранять).

Главные идеи : 1) неприятие любого рода идеологий, идей, теорий и опора на почву, традиции; 2) традиция, привычка вместо счастья; 3) апология несчастного человека, несчастье как знак божественной избранности; 4) человеческий разум слаб и немощен, а люди подвержены эгоистическим страстям; 5) естественность социальной иерархии; 6) абсолютная ценность семьи, религии, социальной стабильности.

Главные представители : Мишель Монтень (1533-1592), Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ж. де Местр , Франсуа Рене де Шатобриан .

Жозеф де Местр (1753 – 1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. В 1802 – 17 посланник сардинского короля в России, где написал свои основные сочинения.

Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848) – французский писатель, роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира сочетались с образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма. В книге «Гений христианства» (1802) – проповедь христианского смирения и подвижничества.

16.4.3. Социализм (от лат . socialis - общественный).

Оформился позднее консерватизма и либерализма, примерно в середине XIX в. (Сен-Симон , Фурье , Оуэн ).

Источники социализма : идеальное государство Платона, раннехристианские идеи о социальной справедливости, утопические проекты будущего (Томас Мор – Утопия, Томазо Кампанелла – Город солнца).

Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркс а и Фридриха Энгель са: необходимость социальной революции для коренного переустройства общества; особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии; социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства.

Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.

16.4.4. Национализм : 1) идея превосходства своей нации над другими; 2) особое предназначение данной нации («сдерживание орд», «богоизбранность»); 3) наличие внешней силы, которая угрожает нации; 4) идея «золотого века» нации; 5) рассмотрение нынешнего состояния как критического, поворотного момента в жизни нации («смертный час», вымирание, отставание).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча