18.10.2019

Каково наказание за нарушение общественного порядка. Охрана общественного порядка и наказание за его нарушение Административные меры при нарушении общественного порядка


Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Общественный порядок понимается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле слова общественный порядок - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

По мнению И.Н. Даньшина, общественный порядок - «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».

В узком смысле слова общественный порядок понимается как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций. Серегин А.В. характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».

Веремеенко И.И. считает, что общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

Сущность управления в сфере общественного порядка сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содержится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общественные места. То есть это места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т.п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится. «Следовательно, отмечает И.И. Веремеенко, специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, видимо, и является для законодателя тем первым признаком, ориентируясь на который, он выделяет эти отношения в относительно обособленную группу, именуемую в праве общественным порядком» .

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию РФ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (см., например, гл. 20 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность») Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).

Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах МВД РФ, законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Отношения в рассматриваемой сфере регулируются общепринятыми в обществе правилами общежития, нормами морали, обычаями и др. Они возлагают на граждан выполнение нравственных обязанностей в сфере общественного порядка, являются важными средствами предупреждения антиобщественного поведения. Нормы морали устанавливают меры общественного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка.

Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

Волевое содержание. Общественный порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека (воля индивидуума) и общественной воли (воли социальных групп, классов, государства). Волевые действия и поступки участников общественного порядка, в конечном счете детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волю «можно определить как психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления».

В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

Носителями общественной воли являются классы, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования. Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью. Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы:

1) Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Они наиболее многочисленны. Эти нормы устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, создает нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка, а также на самооборону. Не подлежит юридической ответственности лицо, хотя и совершившее правонарушение, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения ее пределов (ст. 2.7 КоАП РФ). Граждане могут также обращаться в соответствующие органы с критикой. Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. «Охраняя общественный порядок, дружинники следят за тем, чтобы все граждане соблюдали правила поведения в общественных местах. Эти правила устанавливаются законами, постановлениями правительства, нормативными актами других компетентных государственных органов».

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах, специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка и общественной безопасности (см. гл. 20 КоАП РФ).

Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка и общественной безопасности устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности (нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка и общественной безопасности в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.)

2) Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка и общественной безопасности, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности, обязанности и права органов внутренних дел, полиции (ранее - милиции) и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности и борьбе с преступностью, полномочия работников полиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает.

3) Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

общественный порядок безопасность государство

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОБЛЮДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Изменения:

Закон Челябинской области от 05.09.2007 N 173-ЗО НГР ru74000200700302

Закон Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493

Закон Челябинской области от 12.07.2010 N 609-ЗО ; НГР: ru74000201000297

Закон Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505

Закон Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580

Настоящий Закон регулирует вопросы соблюдения общественного порядка на территории Челябинской области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:

общественный порядок - совокупность общественных отношений, обеспечивающих покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах; (в редакции ; НГР: ru74000201200505)

общественные места - территории и помещения, где находится большое скопление людей или такое скопление людей может образоваться. К ним относятся помещения и прилегающие территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц, общежитии, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; места отдыха граждан, иные общественные места.

Статья 2. Действия, нарушающие общественный порядок

1. К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в рабочие дни в период времени с 22 до 6 часов, а в выходные (суббота и воскресенье) и нерабочие праздничные дни - с 23 до 8 часов, относятся:

1) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках), повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;

2) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины;

3) непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;

4) использование пиротехнических средств, а также действия, совершаемые в процессе эксплуатации транспортных средств, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины; (в редакции ; НГР: ru74000200900493)

5) производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины.

(в редакции ; НГР: ru74000201200580)

2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на:

1) действия юридических лиц и граждан, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

(в редакции Закона Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493)

2) действия юридических лиц и граждан при праздновании Нового года;

3) действия юридических или физических лиц при совершении ими богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий. (в редакции закона Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580)

3. исключен (в редакции Закона Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505)

Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Челябинской области

Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако это не совсем верно, так как законность это лишь условие правопорядка, его основой выступает право.

Общественный порядок нетождественен правопорядку, хотя эти понятия близки. Общественный порядок, как и правопорядок, характеризуется определенным уровнем организованности, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и всех иных социальных норм – морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Из этого следует, что правопорядок является частью общественного порядка.

Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности.

Понятие правопорядка может быть использовано в двух значениях :

1) инструментально-дескриптивном, когда независимо от степени реализации законности дефиницией отражается установившийся в стране в ходе правового регулирования общественных отношений порядок;

2) в концептуальном – как упорядочивающая идея, происходит ее описание в результате осмысленной целенаправленной деятельности в соответствии с законностью. Такой правопорядок лишь отражает стремление к достижению поставленной цели. Он может существовать в обществе в виде некоего образца и, как правило, зафиксирован в различных нормативных актах в смысле искомой системы норм, конституционных начал. В этом случае имеется в виду и применяется не только термин «правовой порядок», но и «конституционный строй».

В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный признак также может быть различным:

по масштабности можно выделить правопорядок страны, федерации, субъектов федерации, других структур – региона, города, организации;

по объему и значимости – общий, отраслевой, при реализованности правовых институтов, норм права, специальный;

по характеру отношений – конституционный, судебный, административный, финансовый;

по сложности – сложный, упрощенный, элементарный;

по степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов).

Признаки правопорядка :

Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;

Это порядок, предусмотренный нормами права;

Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования;

Он обеспечивается государством.

Правопорядок – это фактическое состояние урегулированных правом отношений. Модель правопорядка заложена в предписаниях правовых норм, пути построения правопорядка воплощены в реализации принципов и требований законности. В отличие от всех этих явлений правопорядок обладает наименьшей степенью абстракции, это реальная, фактическая характеристика общества.

Принципы правопорядка :

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов.

Государственная гарантированность . Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами.

Единство . Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.

Введение 2

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности 3

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. 6

Задача 23

Заключение 25

Литература 26

Введение

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения обще-ственного порядка и общественной безопасности, в борьбе с пре-ступностью занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ.

Закон «О милиции 1 » от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государст-венных органов исполнительной власти и призвана проводить за-коны в жизнь, т.е. организовать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, ин-тересов общества и государства от преступных и иных противо-правных посягательств.

В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, со-циальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод чело-века и гражданина.

В то же время милиция является составной частью государст-венной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечи-вать реализацию правил оборота гражданского и служебного огне-стрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражда-нам заграничных паспортов.

Наряду с назначением и целями милицию характеризуют сред-ства, которые она использует для достижения поставленных целей. Этими средствами являются непосредственное принужде-ние, сила, причем в широком смысле — от простого прикосновения до насильственного лишения жизни (применения оружия). Предо-ставленное милиции ст. 1 Закона «О милиции» право применять силу для достижения законных целей — ее главная отличительная особенность, позволяющая милиции занять особое место в государ-ственной системе правоохраны.

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности

Правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений Правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Основу общественного порядка составляют отношения, склады-вающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха. 2

При этом общественные места можно отнести к трем категори-ям:

1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) обществен-ные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные меро-приятия, и т.д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы не-юридического характера (нормы морали, обычаи, правила культу-ры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязатель-ные правила поведения, вводятся запреты на совершение опреде-ленных действий, устанавливается ответственность за правонару-шения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и ме-тоды деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного по-рядка.

Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспече-ние условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого досто-инства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с пра-вовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышен-ную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера. 3

Состояние угрозы общественной безопасности может возни-кать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомо-бильного, железнодорожного и других видов транспорта, ведения строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодей-ствующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цвет-ного копирования, компьютерными системами и другими предме-тами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного поряд-ка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядоче-нию движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы обще-ственной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных об-стоятельствах.

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной влас-ти, в том числе милиции, налоговой полиции, других правоохра-нительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относится незакон-ная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изу-верских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др. 4

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправ-ных транспортных средств, управление транспортными средства-ми в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищен-ность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое рас-пространение.

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Глава 20. КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данный правонарушений является общественный порядок и общественная безопасность.

Рассмотрим классификацию данных правонарушений.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность. 5

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции - нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами "или другие действия".

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Указанные термины означают:

    "митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспорантов и иных наглядных средств;

    "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

    Порядок организации и проведения вышеназванных публичных мероприятий установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" и носит уведомительный характер.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций. 6

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.общественного порядка; Обеспечение личной безопасности клиентов и персонала объекта... перечень внутренних нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения безопасности и защиты информации; обеспечивает строгое...

  • Законность, правопорядок и общественный порядок

    Закон >> Государство и право

    Со­циальную защищенность всех слоев общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью... общественные движения. 3.Общественный порядок Говоря о законности и правопорядке, нельзя не упомянуть общественный порядок , который регулирует общественные ...

  • Безопасность полетов

    Курсовая работа >> Военная кафедра

    Делу укрепления доверия общественности к авиации. Безопасность движения самолетов на... радиолокационных станций ПВО. а) Порядок использования радиолокационных средств ПВО. ... имеющимися техническими средствами. г) Порядок обслуживания. Если пилоту самолета" ...

  • Общественно -историческая ценность государства и права

    Реферат >> Государство и право

    Органы (милиция, прокуратура, служба национальной безопасности ).д) Армия. 3. Наличие налоговой системы. 4. Суверенитет... государство. Правовым государством называют такой общественный порядок , при котором осуществляется несколько основополагающих...

  • С точки зрения широкого понимания термина «общественный порядок», нарушение общественного порядка можно рассматривать как любые противоправные действия, связанные с нарушением норм морали и права, норм общественных организаций, норм неправовых традиций, обычаев и ритуалов, которые во всей своей совокупности характеризуются как социальный и правовые нормы системы общественных отношений. В действительности же, нарушение общественного порядка, применительно к возможным мерам правовой ответственности, зачастую ассоциируется только с такими действиями, которые, во-первых, прямо закреплены в нормативно-правовых актах, как противоправные, во-вторых, могут повлечь за собой наступление каких-то конкретных видов ответственности.

    К сожалению, отсутствие единого подхода к пониманию общественного порядка в теории права и тем более в конкретных нормативно-правовых актах нередко приводит к ошибкам в правоприменительной практике. Однако, как бы, возможно, не показалось это странным, именно правоприменительная (судебная) практика зачастую становится единственной возможностью разобраться в природе правоотношений и прийти к верной квалификации.

    Нарушение общественного порядка и ответственность

    Общественный порядок - огромный по составу, структуре правоотношений и норм институт. Если же затрагивать только вопрос наказания за различные нарушения общественного порядка, то возможные меры ответственности могут представлять собой:

    • гражданско-правовую ответственность;
    • дисциплинарную;
    • административную;
    • уголовную ответственность.

    Следует понимать, что неверным является рассмотрение абсолютно любых нарушений общественного порядка только лишь как хулиганские действия, хотя в обиходе большая часть нарушений общественного порядка именно так и именуется. Но это – только в обиходе, в праве такой подход ошибочен. Хулиганство – отдельная статья за нарушение общественного порядка и только лишь один из всех возможных видов составов правонарушений, охватывающих различного рода нарушения общественного порядка. Вместе с тем, в реальной жизни именно хулиганство и соответствующая статья за нарушение общественного порядка, присутствующая как в административном кодексе, так и в уголовном, являются одними из наиболее распространенных категорий в правоприменительной практике.

    Административная и уголовная ответственность за нарушение общественного порядка

    И в административном, и в уголовном кодексе составам правонарушений, посягающим на общественный порядок, отведены специальные разделы: в КоАП России – Глава 20, в УК России – Раздел IX. Это огромный массив правовых норм с самыми различными составами и санкциями, причем, если уголовное законодательство, находящееся в ведении государства, содержит единый перечень составов правонарушений, то вот административные правонарушения делятся на две категории: установленные в КоАП РФ, и установленные на уровне субъектов федерации, тем самым, то деяние, которое, по мнению законодателя, является административным правонарушением, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, может не являться таковым в каком-то ином регионе, и наоборот

    Административные нарушения общественного порядка принято относить к менее тяжким действиям, в то время как уголовные всегда рассматриваются как грубые (более тяжкие) нарушения. Такой подход четко прослеживается в статье о хулиганстве, трактуемом в уголовном кодексе именно как грубое нарушение общественного порядка.

    Возможные меры наказания за различные нарушения общественного порядка зависят от конкретного содержания действий, наступивших последствий, то есть от конкретного состава правонарушения, и определяются согласно санкциям конкретных статей. Так, например, административно наказуемое хулиганство (ст.20.1 – «мелкое хулиганство») предусматривает, как простое нарушение общественного порядка: штраф до одной тысячи рублей или арест до 15 суток, квалифицированное: штраф до 2,5 тысяч рублей или тот же административный арест. В уголовном кодексе диапазон возможных мер наказания уже более широк – это и штраф, и обязательные, принудительные или исполнительные работы, и лишение свободы (до 5 лет по 1 части и до 7 лет – по второй части).


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча