04.03.2020

Как рассматриваются дела об административном правонарушении. Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях. Воронежский институт МВД России


«Рассматривается дело в отношении Сидорова Ивана Ивановича», - примерно с таких слов начинается каждое судебное заседание... Из-за большого количества нарушителей дела могут рассматриваться со значительными нарушениями, что не может не сказаться на результате. Поэтому обязательно нужно выяснить, как долго может рассматриваться дело, каким должно быть постановление и на что нужно обращать внимание при своей защите.
На основании ст. 26.1 КоАП при рассмотрении дел об административном правонарушении выяснению подлежат:

Наличие административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении , объяснениями лица, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.

Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях , если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Решение о передаче дела в суд является по своей природе властно-распорядительным и должно быть официально оформлено (ч. 2 ст. 29.9 КоАП). Если это не так, дело не может считаться переданным и не должно приниматься к рассмотрению судом.

Одним из нарушений, которые могут допустить должностные лица, а затем и судья, является нарушение подведомственности . В соответствии со статьей 29.4 и частью 2 статьи 29.9 КоАП в случае, если при подготовке дела к рассмотрению или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что административное дело неподведомственно судье, органу, должностному лицу, к которому поступил протокол об административном правонарушении, судья, должностное лицо принимает решение в виде определения о передаче материалов по подведомственности. Статьей 23.1 КоАП определена компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению административных дел. Подведомственность определяется в том числе и территориальностью. Таким образом, если лицом, привлекаемым к административной ответственности, было заявлено ходатайство о направлении материалов по месту жительства, которое было удовлетворено, о чем имеется определение, но при этом материалы направлены судье по месту совершения правонарушения, то рассматривать его данное должностное лицо не имеет права.

Если, на рассмотрение судье поступает протокол, в котором указаны данные о другом лице, имеются ошибки в фамилии лица, привлекаемого к ответственности, иные ошибки, не исправленные и не заверенные должным образом, протокол направляется в орган или должностному лицу, его составившему.

После разъяснения прав и обязанностей судья переходит к выяснению обстоятельств дела. С этой целью предусмотрено проведение следующих действий:
- получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);
- получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП);
- проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП);
- фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП);
- направление поручения для совершения определенных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);
- направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9 КоАП);
- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП).

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении судья устанавливает следующие обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях на основании статьи 24.5 КоАП.
1. Отсутствие административного правонарушения - это означает, что отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину гражданина. В КоАП есть статья 1.5, известная многим как «Презумпция невиновности ». Дело в том, что у водителей, особенно попавших в суд впервые, есть предубеждение, что свою невиновность они доказывать не должны, а вот их вину должны доказать сотрудники ГИБДД. На этом неподготовленный водитель и прогорает. Виновность водителя уже давно доказана стопкой материалов дела, переданных судье.
2. Отсутствие состава административного правонарушения - означает, что, хотя правонарушение и было, в его событии отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав самого правонарушения. Если неправильно определить состав, то будет непонятно, имеется ли факт правонарушения. Таким образом, уже в протоколе об административном правонарушении должна быть отражена субъективная сторона состава правонарушения.
3. Действия лица в состоянии крайней необходимости - если вдруг водитель намерен доказывать свою невиновность по причине того, что действия, повлекшие совершение административного правонарушения, совершены им в условиях крайней необходимости, судья должен оценить в равной степени материалы дела и заявление гражданина. Статья 2.7 КоАП гласит: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред ».
4. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении .

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.

Согласно части 1 статьи 29.6 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей , органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. За этот срок необходимо уведомить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате, времени и месте судебного заседания. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении является абсолютно законным. Если гражданин по каким-либо причинам не имеет возможности присутствовать в ходе судебного заседания, если он не ознакомлен с материалами дела или намерен привлечь защитника или адвоката, для переноса слушания достаточно заявить соответствующее ходатайство.

Помните, что мировым судьей дело рассматривается на основании главы 29 КоАП, а вышестоящим судьей - в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП, которая предусматривает рассмотрение дела в полном объеме. Таким образом, подав жалобу на постановление мирового судьи, гражданин в вышестоящем суде получает возможность для объективного и всестороннего рассмотрения дела в полном объеме. Отговорки вышестоящего судьи о том, что дело уже рассматривалось, свидетелей вызывали и теперь в этом необходимости нет, как правило, не имеют никаких законных оснований.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях , достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административных правонарушениях, которые определены ст. 28.1 КоАП РФ, являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия , органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

    оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ случаев назначения административного наказания без составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если они имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ , предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются прежде всего должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти , их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ . Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти .

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, вправе составлять: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки , предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ для административного расследования.

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем 10 МРОТ), протокол об административном правонарушении не составляется. Уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение либо назначается и взимается административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения1. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составляется и в этом случае.

В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды , производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении отражаются:

  • дата и место составления определения;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
  • повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
  • данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье , в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (или вынесения постановления). Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест , передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Стадия исполнения таких постановлений (решений) состоит из трех этапов:

  1. обращения к исполнению (в ст. 31.4 КоАП РФ говорится о приведении в исполнение);
  2. реального исполнения наказания , назначенного постановлением (решением);
  3. окончания исполнения постановления (решения).

Важный юридический вопрос — время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к . Постановление вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный ст. 30.3 КоАП РФ 10-дневный срок со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим , их законными представителями копий постановления.

Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний

КоАП РФ регламентирует два варианта окончания производства по исполнению постановления, а значит, и окончания всего производства по делу:

а) когда исполнение произведено в полном размере;
б) когда исполнение не производилось или произведено неполно в связи с наличием обстоятельств, названных в законе .

Если постановление исполнено в полном размере (штраф взыскан, конфискованные вещи изъяты, виновный отбыл арест и т. д.), орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести два формальных (технических) действия:

а) сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате исполненного наказания ;
б) направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье , который его вынес.

В ч. 2 ст. 31.10 КоАП РФ названы основания, при наличии которых полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшему его.

Во-первых, называется такое обстоятельство, что по указанному в деле адресу виновное лицо не проживает, не работает, не учится или не находится юридическое лицо , на имущество которого может быть обращено взыскание.

Во-вторых, полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено субъекту, его вынесшему, если у лица, привлеченного к административной ответственности , отсутствует имущество, доходы , на которые может быть обращено взыскание. В этом случае к постановлению должны быть приложены: акт о несостоятельности гражданина или об отсутствии имущества; справка банка об отсутствии денег на счете юридического лица, частного предпринимателя ; документ о мерах, принятых для отыскания имущества, доходов у лица, подвергнутого административному наказанию .

В-третьих, полностью неисполненное постановление должно быть возвращено, если истек годичный срок давности приведения его к исполнению.

При рассмотрении вопроса о прекращении исполнения полностью или частично неисполненного постановления следует также иметь в виду, что исполнение должно быть прекращено также в случаях: смерти лица, привлеченного к ответственности; отмены постановления, вступившего в законную силу.

Исполнение постановлений о назначении административного штрафа

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет . Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица .

Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.

Исполнение постановлений о лишении специального права

Наиболее часто на практике лишаются права на управление автомототранспортных средств водители за нарушение Правил дорожного движения. Постановление судьи о лишении такого права исполняется органами внутренних дел. В основном этим занимаются должностные лица структурного подразделения ОВД - ГИБДД.

Постановление судьи о лишении права на управление трактором, самоходной машиной, другими видами самоходной техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием этой техники. К таковым в соответствии со ст. 23.35 КоАП РФ относятся органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, системы Министерства сельского хозяйства РФ.

В ст. 32.6 КоАП РФ говорится об изъятии у виновного документа, которым удостоверяется, что гражданину дано специальное право (на управление автомототранспортным средством, охоту).

Очевидно, что изъятие документа, подтверждающего право лица на управление транспортным средством, охоту, — лишь формальная часть карательного воздействия, содержащаяся в таком наказании , как лишение специального права. Главное же в том, что виновный на определенный срок лишается права заниматься определенным видом деятельности. А если он будет ею заниматься, то, независимо от того, изъят у него соответствующий документ или нет, его действия будут квалифицироваться как нарушение правил охоты, дорожного движения и т. д.

Соответственно исполнение постановления о лишении специального права предполагает последующий контроль за тем, чтобы наказанный не занимался соответствующей деятельностью.

О водителях-профессионалах, которые работают в таком качестве по найму в организациях, у частных лиц на переданных им или на своих транспортных средствах и были лишены права на управление, ГИБДД обязана сообщить по месту их работы об этом. Постановление о лишении водителя права на управление транспортными средствами является основанием для увольнения лица с работы или перевода его с его согласия на другую работу.

Часть 2 ст. 32.7 КоАП РФ содержит правило исчисления срока лишения специального права в тех случаях, когда документы на право управления транспортными средствами и охотничьи билеты не были изъяты, а виновные уклоняются от их сдачи после вступления постановления в законную силу. При таких условиях срок лишения специального права прерывается. Он начинает исчисляться со дня сдачи виновным или изъятия у него документа.

Очевидно, что применение специального правила исчисления сроков влечет неблагоприятные последствия для лица, уклоняющегося от исполнения наказания. Поскольку время до сдачи (изъятия) документа не включается в срок лишения права, общий (фактический) срок наказания становится больше, чем срок, названный в постановлении судьи. По существу, ч. 2 ст. 32.7 содержит «исполнительскую санкцию» для виновных, а значит, такая санкция не должна применяться, если лицо не уклоняется от выполнения обязанности, но из-за болезни, по другим уважительным причинам не могло своевременно ее выполнить.

Если лицо, ранее лишенное специального права за административное правонарушение , за новое административное правонарушение подвергнуто такому же наказанию, то срок исполнения нового наказания начинает идти со дня, следующего за днем окончания первого назначенного административного наказания .

Исполнение постановлений об административном аресте

Исполнение постановлений об административном аресте имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения, а значит, фактически вступает в силу немедленно после его вынесения.

Исполнение таких постановлений возложено на органы внутренних дел. ОВД обязаны обеспечить доставление наказанных в специальные помещения, содержание их там под стражей, питание и необходимые для проживания в закрытых помещениях условия. При размещении арестованных в камеры мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Арестованные содержатся в специальных приемниках или в специально оборудованных для этого камерах.

Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками ОВД одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи , кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей. Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.

Лица, подвергнутые административному аресту, дактилоскопируются и фотографируются.

Арестованным запрещается хранить и употреблять спиртные напитки и наркотические средства, играть в карты и другие азартные игры. Им предоставлены права :

  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз за время ареста пользоваться телефоном для связи с родственниками продолжительностью до трех минут;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио;
  • получать вещевые и продуктовые передачи;
  • на ежедневную часовую прогулку и др.

Срок отбывания административного ареста начинает идти с того часа, когда произведено административное задержание лица, а последнее на основании ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента его доставления в помещение соответствующего субъекта власти . Следует учесть, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Если задержанный был освобожден из-под стражи до рассмотрения судьей дела, время задержания приплюсовывается к времени ареста. Если виновный был взят под стражу в зале суда , а ранее не задерживался в административном порядке, срок ареста исчисляется с того часа, когда гражданин фактически был взят под стражу.

Арест исчисляется сутками, начиная с часа, когда лицо было изолировано от общества . В срок ареста не включается время, когда виновный не находился под стражей (был госпитализирован, самовольно оставил место отбывания ареста и т. п.).

За самовольное оставление места отбывания ареста гражданин на основании ст. 20.25 КоАП РФ подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста добавляется к старому, он начинает идти сразу после окончания исполнения первого постановления об аресте.

Главной стадией производства по делу об административном правонарушении является рассмотрение дела. Именно на этой стадии должна быть дана компетентная и объективная юридическая оценка совершенного деяния, принято решение по существу дела.

Данная стадия включает три этапа:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • собственно рассмотрение дела;
  • принятие постановления по делу (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

В гл. 29 КоАП РФ определены соответствующие процессуальные действия.

Правила подготовки дела к рассмотрению являются общими для всех субъектов административной юрисдикции.

При подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо должны выяснить:

  • относится ли к их компетенции данное дело;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо должны уделить особое внимание вопросу о том, относится ли к их компетенции рассмотрение конкретного дела. Речь идет о подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях (см. ст. 1.3 и гл. 23 КоАП РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 рассмотрены вопросы разграничения компетенции судов общей юрисдикции в рамках системы этих судов, исходя из содержания ст. 23.1 КоАП РФ (п. 3 постановления). Согласно нормам этой статьи мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к подсудности районных судов и гарнизонных военных судов. Судьи федеральных районных судов рассматривают дела в случаях, перечисленных в ст. 23.1 КоАП РФ:

  • если по делу проведено административное расследование;
  • если по делу в качестве санкции предусмотрено административное выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы Российской Федерации;
  • если рассматривается дело об административном приостановлении деятельности юридического или либо индивидуального предпринимателя;
  • если возможно наказание в виде дисквалификации лица, замещающего должность федеральной или региональной (субъекта РФ) государственной гражданской службы или муниципальной службы.

Кроме того, законодатель отнес к подсудности районных судов дела по ст. 5.38, 19.3, 20.1–20.3, 20.18, 20.29 Особенной части КоАП РФ, устанавливающим административную ответственность в том числе за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, мелкое хулиганство, за распитие пива и напитков, изготовленных на основе алкоголя, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

КоАП РФ предусматривает также разделение юрисдикционных функций судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Следует отметить, что одним из основных критериев распределения компетенции указанных судов является содержание дела, поскольку к ведению арбитражных судов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ст. 23.1 (ч. 3) перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, рассмотрение дел по которым отнесено к компетенции арбитражных судей.

Кроме того, в ст. 30.1 КоАП РФ указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такая недостаточно четкая редакция нормы ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обусловила необходимость ее толкования.

В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркнуто, что судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела, перечисленные в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ (в том числе, если по делу проведено административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший правонарушение по статье, названной в данном абзаце, утратил свой статус).

Большое значение имеет и указание Пленума Верховного Суда РФ на то, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение дела не отнесено к его компетенции, то он на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должен вынести определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Если же дело относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол, поскольку согласно ст. 202 АПК РФ при направлении протокола и прилагаемых к нему материалов в арбитражный суд необходимо еще представить по установленной форме заявление о привлечении лица к административной ответственности. Более подробные рекомендации по данной проблеме даны в ряде обзоров судебной практики Верховного Суда РФ .

В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (п. 6) разъяснил порядок возвращения материалов дела, если его рассмотрение не относится к подведомственности арбитражного суда, со ссылками на ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Вопросы территориальной подведомственности дел разрешаются с учетом норм ст. 29.5 КоАП РФ, согласно которой по общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.

Данное ходатайство должно быть обязательно рассмотрено (ст. 24.4 КоАП), а в случае его отклонения об этом должно быть вынесено мотивированное определение. Ходатайство, как правило, заявляется в письменной форме и рассматривается либо при подготовке дела рассмотрению, либо в процессе его рассмотрения. В ходе рассмотрения дела в суде допускается заявление ходатайств в устной форме. В Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 № 2-0-0 подчеркнуто, что ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности, подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу. По вопросу о рассмотрении таких ходатайств судьям дано подробное разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2005 № 5 (п. 3).

В соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ дело о правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также об отдельных правонарушениях, совершенных в отношении них, рассматриваются по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.5 дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 КоАП РФ, или об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта РФ, если факт правонарушения зафиксирован специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы.

При подготовке дела к рассмотрению о месте и времени рассмотрения дела должны быть извещены лицо, привлекаемое к ответственности, либо его законный представитель, потерпевший, другие участники производства по делу.

Особое значение имеет извещение лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, поскольку в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Вместе с тем в ч. 3 ст. 25.1 сделана специальная оговорка по поводу рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, обязательные работы или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В этих случаях дело может быть рассмотрено только в присутствии соответствующего лица.

Статья 25.15 КоАП РФ устанавливает правила извещения участников производства о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке дела к рассмотрению принимается ряд юридически значимых решений в форме определений и постановлений.

Определения выносятся по следующим вопросам:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове участников производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины участников производства по делу, указанных в ст. 27.15 КоАП РФ, а их отсутствие препятствует выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, то одновременно выносится определение о приводе этих лиц;
  • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случаях:
    • а) составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами;
    • б) неправильного составления и оформления соответствующих материалов;
    • в) неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в случаях, когда:
    • а) рассмотрение дела не относится к компетенции субъекта, к которому поступили данные материалы;
    • б) вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
  • объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По общему правилу, дело рассматривается в течение 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным его рассматривать, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Срок рассмотрения дела судьей ныне значительно больше – два месяца (см. Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ). В случаях поступления ходатайств от участников производства, а также при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение об этом выносится в виде определения.

Предусмотрен и сокращенный срок рассмотрения дела о нарушениях законодательства о выборах и референдумах (не более пяти дней), о правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности соответствующего объекта (не позднее семи суток с момента фактического приостановления деятельности). Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

В КоАП РФ, в отличие от ГПК РФ и УПК РФ, подробно не расписаны процессуальные действия о порядке рассмотрения дела .

В двух частях ст. 29.7 действия субъекта административной юрисдикции подразделяются на организационно-информационные действия и рассмотрение дела по существу.

Вначале объявляется, кто рассматривает дело, кто привлекается к ответственности, устанавливается факт явки такого лица либо его законного представителя; проверяются полномочия защитника и представителя, устанавливается, извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела; разъясняются права и обязанности таких лиц; рассматриваются заявления, ходатайства и отводы.

При обнаружении соответствующих фактов судья или другой орган административной юрисдикции вправе вынести следующие определения :

  • о необходимости явки лица, привлекаемого к ответственности (законного представителя юридического лица);
  • о приводе соответствующих лиц, если в этом есть необходимость, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 и 27.15 КоАП РФ;
  • об отложении рассмотрения дела в случаях поступления заявления об отводе лиц, рассматривающих дело, других участников процесса; необходимости явки лица, участвующего в деле;
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Требования к содержанию определения содержатся в ст. 29.12.

После выяснения изложенных выше обстоятельств, если они

не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела, начинается рассмотрение дела по существу :

  • оглашается протокол об административном правонарушении и иные имеющиеся в деле документы (например, протокол осмотра места совершения административного правонарушения, материалы фото- и видеосъемки и др.);
  • заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности;
  • заслушиваются показания других лиц, участвующих в деле (свидетель, эксперт и др.);
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение;
  • совершаются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ, например, выносится представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ решение по существу дела принимается в форме постановления: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.

В ст. 29.10 КоАП РФ закреплены требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

В качестве общего требования, в ч. 1 ст. 29.10 определены обязательные реквизиты постановления. Далее указывается на необходимость мотивации принимающего решения, а также указания о порядке обжалования принятого постановления.

В последующих частях ст. 29.10 содержатся важные разъяснения, касающиеся особенностей содержания постановлений по результатам рассмотрения отдельных категорий дел. Так, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба в соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ, то в постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Кроме того, в постановлении должно быть отражено решение вопросов об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении этих вещей не применена (или не может быть применена) конфискация. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а если он не установлен, передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации для уничтожения.

При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности судья, должностное лицо уполномоченного органа (см. ст. 3.12 КоАП РФ) должны решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения постановления. Верховный Суд РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 подробно разъяснил правила назначения административного приостановления деятельности, подчеркнув необходимость учитывать характер деятельности и характер совершенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, возникновения эпидемий, эпизоотий и других опасных факторов. Указано также, как должен поступать судья при определении сроков административного приостановления деятельности и каково должно быть содержание постановления (п. 23.1).

В связи с введением такой меры обеспечения производства по делу, как залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ), в постановлении по делу подлежит разрешению вопрос о возмещении залогодателю залога за арестованное судно или об обращении этого залога в доход государства.

При вынесении постановления в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение, если назначает административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Надо также отметить, что постановление, в случае упрощенного производства, предусмотренного ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, оформляется в виде электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Это общее правило продолжает действовать, однако ныне в ст. 29.11 КоАП РФ внесены существенные дополнения. Они позволяют в исключительных случаях, по решению судьи, должностного лица (в статье объединены термином "лицо") и органа, рассматривающих дело, отложить составление мотивированного постановления на срок не более чем три дня со дня окончания рассмотрения дела. При этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно.

Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе или высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения. По делам о правонарушениях, связанных с нарушением порядка обращения с оружием (ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ), в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении наказания направляется в соответствующую организацию. Копия постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Ныне КоАП РФ (ст. 29.12.1) разрешает вопрос об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения дела. Такие исправления могут быть сделаны по инициативе лиц, указанных в ст. 25.1–25.5.1, 25.11, и прокурора или по инициативе судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление (а также определение) по делу. Однако изменение содержания постановления, определения, решения по делу не допускается. Внесение соответствующих исправлений оформляется определением.

В целях предупреждения административных правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела, уполномочены вносить представление об устранении причин и условий , способствовавших их совершению (ст. 29.13 КоАП РФ). Представление вносится в соответствующие организации или должностным лицам, которые обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему такое представление.

Особенности рассмотрения ряда дел об административных правонарушениях связаны с тем, что наряду с нормами КоАП РФ действуют нормы АПК РФ .

АПК РФ относит рассмотрение дел об административных правонарушениях к административному судопроизводству, установив, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Применительно к рассмотрению дел об административных нарушениях следует предположить, что под иным федеральным законом понимается КоАП РФ. В АПК РФ получили определенное отражение нормы КоАП РФ.

Следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах осуществляется по правилам гл. 25 АПК РФ и отличается рядом особенностей. В этом Кодексе используется иная терминология (вместо постановления по делу принимается решение); установлены иные правила обжалования принятого по делу решения.

В отличие от КоАП РФ принятие дела к рассмотрению обусловлено представлением двух процессуальных документов: заявление должностного лица о привлечении к административной ответственности и протокол об административном правонарушении (ст. 203–204 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дела (сроки, извещения, установление события административного правонарушения и факта его совершения конкретным лицом, правильность составления протокола, другие доказательства) определен ст. 205 АПК РФ. Отметим, что в данной статье специально указывается на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

По результатам рассмотрения дела суд (дело рассматривает судья единолично) принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

  • См. ответы на вопросы № 10,11 в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 №2-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Рассмотрение дела - наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

Относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;

Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

Имеются ли ходатайства и отводы.

Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу. В качестве обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, выступают следующие основания:

Родственные связи указанных субъектов с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем. К родственникам относятся лица, состоящие в кровной связи между собой (прямое или боковое родство). В соответствии с п.4 и п 37 ст.5 УПК Российской Федерации близкие родственники – это супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, родственники – все иные лица, состоящие в родстве;

Личная заинтересованность в разрешении дела.

При наличии этих обстоятельств судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод либо лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявления о самоотводе либо отводе подаются председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу, которые и выносят определение о его удовлетворении либо об отказе.

По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела разрешаются некоторые вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

О назначении времени и места рассмотрения дела;

О вызове необходимых лиц, об истребовании дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

Об отложении рассмотрения дела;

О возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на исправление;

О передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности;

О приводе лиц, указанных в статье 27.15 КоАП Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации, на этом же этапе может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных статьями 5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Статья 29.6 КоАП Российской Федерации устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и иных материалов. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административных правонарушении и других материалов дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 (нарушение законодательства о проведении выборов), рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности предприятия (учреждения). Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам рассмотрения дела разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Рассмотрение дела может быть отложено, о чем должны быть вынесено определение, в случае:

Поступления заявления о самоотводе или отводе лиц, рассматривающих дело;

Отвода специалиста, эксперта или переводчика;

Необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;

Истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

Кроме того, определение может быть вынесено при необходимости осуществления привода лица, участие которого признается обязательным, или при передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП Российской Федерации.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, заслушивается заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности производства по делу.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать требованиям закона. В нем указываются:

Наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

Событие рассматриваемого административного правонарушения;

Сведения о явке лиц;

Отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

Объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Документы, исследованные при рассмотрении дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если виновность лица доказана, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению.

Постановление о прекращении производства по делу выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статье 24.5 КоАП Российской Федерации; объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации; прекращении производства по делу и передачи его прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

Должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

Дата и место рассмотрения дела;

Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

Статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность, либо основания прекращения производства по делу;

Мотивированное решение по делу;

Срок и порядок обжалования постановления;

Размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документа, а также о вещах, на которые наложен арест. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определение представляет собой разновидность решения, которым не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу, но не является итоговым документом. Как мы видим, каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам.

В определении по делу об административном правонарушении указываются:

Должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

Дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

Сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

Обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

Решение, принятое по результатам рассмотрения данных документов.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лица рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление имеют силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Выводы, содержащиеся в данном документе, должны основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами. Эти организации должны в течение месяца принять адекватные меры по устранению недостатков и сообщить об этом инициатору данного документа.

Новая редакция Ст. 29.7 КоАП РФ

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 29.7 КоАП РФ

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Другой комментарий к Ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Так, подлежат выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении следующие обстоятельства: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. В комментируемой статье впервые законодательно регламентируется логическая последовательность совершения процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу:

согласно п.1 ч.1 рассмотрение дела начинается с объявления судьей состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего дело. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

проверяется явка участников. Их полномочия проверяются путем проверки представленных соответствующих документов (удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение);

путем опроса выясняется, кто из участников производства не явился и какова причина неявки. При этом могут быть уточнены причины отсутствия путем изучения поступивших писем, сообщений, телеграмм, отметок на возвращенных повестках, на извещениях об их вручениях;

лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство дела об административном правонарушении.

При разъяснении обязанностей нелишне указать на возможные последствия их несоблюдения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым адресовано разъяснение, останутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей;

рассматриваются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности, ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении дела, о приостановлении дела и др.

3. Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания.

Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки и извещения.

4. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП РФ установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на обеспечение принципов производства, таких как равенство всех перед законом, открытость, устность и гласность, состязательность:

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения протокола и иных материалов дела судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняет у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждым из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы.

5. При многообразии процессуальных действий, которыми обладают лица, участвующие в деле, нет необходимости в полном и подробном их перечислении и разъяснении в частности в тех случаях, когда совершение процессуальных действий, право на которые имеется по обстоятельствам дела, вряд ли предполагаются. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим Кодексом.

6. На стадии рассмотрения возможно соединение и выделение дел об административных правонарушениях. Так, в одном производстве могут быть соединены дела о нарушениях, за совершение которых привлекаются к ответственности одно и то же лицо или несколько лиц в соучастии. Выделение дела о нарушении таможенных правил допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела. Соединение и выделение дел производится по постановлению должностного лица, судьи, на рассмотрении которого находится дело об административном правонарушении.

7. Если в ходе рассмотрения первоначальная квалификация действий лица, привлекаемого к ответственности по двум и более статьям, не подтверждается в какой-либо части, выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу в отношении вменяемого состава административного правонарушения.

После рассмотрения, исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они дополнить материалы дела.

Участники могут высказать свое мнение по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требовать занесения их в протокол. Право последнего высказывания всегда принадлежит физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику. Выступление защитника в судебных прениях должно быть подчинено отстаиванию интересов своего доверителя. В связи с этим защитник в прениях излагает судье, должностному лицу соображения защиты по существу дела и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, о мере наказания и о гражданско-правовывх последствиях.

Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть разрешены в постановлении.

  • Вверх

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча