23.06.2020

Федеральный закон о промышленной политике 488 фз. О промышленной политике в российской федерации. Изменения в Законе о банкротстве


1. Государственная информационная система промышленности создается в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития.

2. Создание, эксплуатация и совершенствование государственной информационной системы промышленности обеспечиваются уполномоченным органом, который является оператором государственной информационной системы промышленности. Уполномоченный орган имеет право передать функции оператора государственной информационной системы промышленности государственному фонду развития промышленности, часть полномочий и функций учредителя которого передана Правительством Российской Федерации уполномоченному органу. В целях эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности (за исключением случая, если функции оператора государственной информационной системы промышленности переданы указанному государственному фонду развития промышленности) уполномоченный орган вправе привлекать иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Создание, эксплуатация и совершенствование государственной информационной системы промышленности осуществляются на основе следующих принципов:

1) полнота, достоверность и своевременность предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и общедоступность включения в эту информационную систему информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

2) однократность сбора информации для включения в государственную информационную систему промышленности в случае, если аналогичная по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления информация направлялась в обязательном порядке субъектом государственной информационной системы промышленности для включения в государственную информационную систему промышленности или иную государственную информационную систему;

3) взаимодействие государственной информационной системы промышленности с иными информационными системами;

4) обеспечение безопасности государства при создании, эксплуатации и совершенствовании государственной информационной системы промышленности;

5) доступность и бесплатность программных средств государственной информационной системы промышленности, необходимых субъектам этой государственной информационной системы промышленности в целях предоставления ими в обязательном порядке информации для включения в государственную информационную систему промышленности в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В государственной информационной системе промышленности должна содержаться информация:

1) о состоянии промышленности и прогнозе ее развития;

2) о субъектах деятельности в сфере промышленности;

3) о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в Российскую Федерацию (по видам промышленной продукции);

4) об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности;

5) о государственных и муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики;

6) о мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами;

7) о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;

8) о прогнозе развития отраслей промышленности, требования к формированию которого определяются Правительством Российской Федерации;

9) о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах;

10) об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению;

11) в форме ежегодных докладов о состоянии и развитии промышленности, подготавливаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

12) о заключении, об изменении, о расторжении и о прекращении действия специальных инвестиционных контрактов, а также о результатах контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам.

5. Перечень информации государственной информационной системы промышленности, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и перечень запрашиваемой уполномоченным органом информации о производимой продукции (с учетом особенностей отраслей промышленности) для включения такой информации в государственную информационную систему промышленности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Информация, содержащаяся в государственной информационной системе промышленности и подлежащая обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляется бесплатно.

7. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты деятельности в сфере промышленности обязаны предоставлять оператору государственной информационной системы промышленности информацию, включаемую в эту информационную систему и не являющуюся информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, в составе и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами.

8.1. Государственная информационная система промышленности используется для информационного взаимодействия лиц, указанных в статьях 18.1 и 18.5 настоящего Федерального закона, при заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов, а также при осуществлении контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам.

9. Финансовое обеспечение создания, эксплуатации и функционирования государственной информационной системы промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых уполномоченному органу на реализацию государственных программ в рамках реализации промышленной политики.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Правовое регулирование в сфере промышленной политики
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Цели, задачи и принципы промышленной политики
Статья 5. Участники формирования промышленной политики и ее реализации
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики
Глава 2. Стимулирование деятельности в сфере промышленности
Статья 9. Меры стимулирования деятельности в сфере промышленности
Статья 10. Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности
Статья 11. Государственные фонды развития промышленности
Статья 12. Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики
Статья 13. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности
Статья 14. Государственная информационная система промышленности
Статья 15. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области развития кадрового потенциала
Статья 16. Специальный инвестиционный контракт
Статья 17. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области внешнеэкономической деятельности
Статья 18. Меры стимулирования производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, осуществляемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществлении таких закупок отдельными видами юридических лиц
Глава 2.1. Специальный инвестиционный контракт
Статья 18.1. Предмет и стороны специального инвестиционного контракта
Статья 18.2. Содержание специального инвестиционного контракта
Статья 18.3. Порядок заключения, изменения, расторжения и прекращения действия специального инвестиционного контракта
Статья 18.4. Стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора
Статья 18.5. Контроль за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам
Статья 18.6. Ответственность сторон специального инвестиционного контракта
Глава 3. Территориальное развитие промышленности
Статья 19. Индустриальные (промышленные) парки
Статья 19.1. Промышленные технопарки
Статья 20. Промышленные кластеры
Глава 4. Особенности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе
Статья 21. Формирование и реализация промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе
Статья 22. Особенности применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в оборонно-промышленном комплексе
Глава 5. Заключительные положения
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

В этой статье мы прокомментируем недавно (28.12.2016 г.) принятый закон за номером 488-ФЗ , которым вносятся изменения в ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” , в ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” , и в ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” . Большая часть его статей вступают в силу 01.07.2017 г. и касаются расширения возможности заинтересованных лиц обращения с заявлениями в арбитражный суд с целью привлечения к субсидиарной ответственности, а также ответственности в виде взыскания убытков с руководителей и собственников (выгодоприобретателей) организаций. Кроме того, в июле 2017 года вышел обзор важнейших процедурных изменений в частях и статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”.

В корпоративное законодательство – ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” – Федеральным законом 488-ФЗ внесена статья 3.1 о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ранее контролировавших деятельность общества, которое было принудительно ликвидировано налоговым органом в связи с отсутствием признаков действующего лица.

Сам термин “ ” и все основания для ее применения описывались ранее в указанной статье.

Субсидиарная ответственность без банкротства

Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ. Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения. Действует это правило с 1 сентября 2017 года.

Брошенные с долгами и ликвидированные регистрирующими органами компании теперь влекут риски для их бывших выгодоприобретателей.

Также, закон допускает увеличение срока ликвидации общества с 1 года до 1.5 лет по решению суда, при этом запрещает повторное (в случае отмены предыдущего решения) обращение с заявлением о добровольной ликвидации в течение 6 месяцев.

В ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” внесены следующие изменения.

В ЕГРЮЛ будет новая графа, содержащая сведения о процедурах банкротства организации. Такие сведения в регистрирующий орган будет направлять оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) не позднее 3х дней с даты внесения их в ЕФРСБ.

Запрещена принудительная ликвидация компаний при наличии сведений об их банкротстве, либо при наличии обоснованных заявлений заинтересованных лиц о нарушении их прав ликвидацией общества. Следует отметить, что на практике такой подход действует уже давно, теперь он закреплен на законодательном уровне.

Изменения в Законе о банкротстве

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” претерпел ряд внушительных изменений, особенно многим известная его статья 10.

UPD. Как было сказано выше, важнейшие процедурные изменения 2017 года описаны в частях и статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”, а статья 10 Закона о банкротстве в июле 2017 года утратила силу.
Изменения касаются поданных с 01.07.2017 г. заявлений о привлечении лиц к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков.

Предусматривающая субсидиарную ответственность статья 10 дополнена изменениями в пункте 5 о возможности подачи и рассмотрения соответствующего заявления и после завершения конкурсного производства , а также при возвращении заявления о банкротстве либо прекращения банкротного дела в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры.

Последнее основание – об отсутствии финансирования являлось очень распространенным для невведения судом процедур банкротства и теперь не является препятствием для привлечения лиц к субсидиарной ответственности, даже, при отсутствии банкротства общества как такового. Десятки и сотни заявлений кредиторов о банкротстве были возвращены заявителям ввиду недоказанности возможности финансирования будущих процедур банкротства. В итоге, все должники данных кредиторов получили возможность без каких-либо беспокойств оставить вопросы погашения долгов. Теперь эта порочная практика прекращается.

Привлечение к субсидиарной ответственности без дела о банкротстве

Заявление об ответственности контролирующих лиц в этом случае подается в трехлетний срок в тот же арбитражный суд, что и возвращал заявление о банкротстве или прекращал это дело. Допускает законодательство теперь и подачу искового заявления о взыскании убытков с виновных лиц в исковом производстве по тем же правилам.

Кроме того, предоставлено право подавать аналогичное заявление и работникам общества , правда только в процедуре конкурсного производства.

Заявление об ответственности за неподачу заявления о банкротстве может быть подано в течение 3х лет с момента возникновения соответствующей обязанности, но не позднее 3х лет с момента введения конкурсного производства.

В ситуации, когда суд по заявлению стороны устанавливает наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но размер этой ответственности пока что определить не удается (пополняется конкурсная масса, идут расчеты с кредиторами), арбитражный суд по своей инициативе должен приостановить рассмотрение обособленного спора, а в резолютивной части определения указать на доказанность наличия виновных действий . Таким же образом должен поступить и отменивший определение суда об отказе в привлечении к ответственности апелляционный суд – указать в резолютивной части на наличие оснований для привлечения к ответственности и приостановить производство. Возобновляется производство на основании ходатайства конкурсного управляющего, где указывается и подлежащая взысканию денежная сумма.

После завершения конкурсного производства вправе по общим основаниям (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве) подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц кредиторы

  • по текущим обязательствам
  • включенные во все очереди реестра требований кредиторов
  • зареестровые кредиторы.

Как мы видим, Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” позволил наравне с конкурсными кредиторами обращаться с заявлениями к виновным лицам, в том числе и после завершения процедуры конкурсного производства, кредиторам по текущим обязательствам и тем кредиторам, чьи требования учтены для погашения за счет оставшегося после всех других кредиторов имущества.

Исполнительный лист на взыскание субсидиарной ответственности должен содержать не только размер выплачиваемой каждому кредитору суммы, но и ее очередность относительно иных кредиторов. Теперь аффилированные виновным лицам структуры не смогут просто выкупить долги (субсидиарная ответственность, убытки) с торгов, т.к. взыскателями будут указываться конкретные кредиторы.

  • появилось право предъявлять требования к контролирующим компанию лицам после завершения ее деятельности, но только в результате принудительной ликвидации
  • принудительная ликвидация предприятий запрещается, если в ЕГРЮЛ есть запись о банкротстве или в налоговый орган предъявлено заявление заинтересованного лица
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать как после завершения процедуры банкротства, так и вне данной процедуры, если в ее введении было ранее отказано или было прекращено производство
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым видом кредиторов: реестровый, зареестровый, текущий, работник
  • по общему правилу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков подаются в течение трех лет с момента как лицо должно было узнать или узнало о наличии соответствующих оснований
  • гражданско-правовое преследование виновных в банкротстве или перед кредиторами лиц, сами кредиторы смогут инициировать и осуществлять в рамках исполнительного производства и после завершения банкротных процедур.

Читайте так же:

  • Изменения в Законе о банкротстве по материальной…

Буквально недавно были принесены на Конт две статьи по поводу резкого ужесточения ответственности для бизнесменов, бухгалтеров, и других афилированных с компанией лиц...

«488-ФЗ: «контрольный» удар по бизнесу...

Учитесь работать легально...

И вот другое мнение...

Опасения и риски, изложенные в статье , в значительной части надуманы и возникли в результате перемешивания фактов и нововведений закона.

Акцентирую внимание на основных моментах:

Риски, связанные с более расширенными правами кредиторов предъявить требования о субсидиарной ответственности, действительно имеют место. Но такая возможность предоставлена ТОЛЬКО в отношении юридических лиц, исключенных из реестра как недействующих, и в отношении компаний, признанных банкротами. В этих случаях кредиторы вправе предъявить о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих компанию лицам (участники/акционеры и/или руководитель) по основаниям, предусмотренным законом.

Данное право не предоставлено кредиторами после завершения процедуры добровольной ликвидации, в этой части законодательство не изменилось. Принцип остался прежним: кредитор имеет право в установленный законом срок (2 месяца с момента публикации предъявить требование кредиторами), если требование было предъявлено, то оно должно быть исполнено или оспорено должником. Если требование не было исполнено, то завершение ликвидации невозможно и компания вступает в банкротство, это уже иная процедура. Если же требования не были предъявлены, а предъявленные требования исполнены, то компания завершает процедуру ликвидации и предъявление к ней и контролирующим ее лицам после ликвидации невозможно. Также законодательством не предоставлены налоговой расширенные права проводить проверку и доначислять налоги/предъявлять требования после завершения процедуры ликвидации, если они не были предъявлены в ходе ликвидации, поскольку ликвидацией юридического лица прекращается его правоспособность, в том числе как налогоплательщика.

В каких случаях расширена возможность предъявления требований кредиторов о субсидиарной ответственности:

при исключении недействующего юридического лица из реестра (административная процедура принудительного исключения недействующего лица из реестра). Ранее правовые последствия такой процедуры отчасти были приравнены к последствиям ликвидации, и предъявление требований кредиторов было невозможно, теперь возникла такая возможность, что представляется разумной мерой в защиту нарушенных интересов кредиторов. Основанием предъявления требования является неисполнение обязательств общества, если будет доказано, что контролирующие должника лица действовали недобросовестно или неразумно.

после завершения процедуры банкротства. Ранее все требования кредиторов о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности могли быть предъявлены только в рамках процедуры банкротства. Новелла существенная. Теперь завершение процедуры банкротства не влияет на возможность кредиторами предъявить такие требования в течение трех лет с момента завершения конкурсного производства. Также прописаны и более четко регламентированы процедуры рассмотрения таких требований в ходе банкротства. Вывод один: если компания признана банкротом, то возможные негативные последствия от факта банкротства еще более увеличиваются.

Некоторые принципиальные новшества, которым не дано оценки, но которые имеют существенное значение:

вводится срок ликвидации (ранее не регламентирован и не ограничен), процедура ликвидации должна быть завершена в течение года, продление только через суд и на срок не более шести месяцев. В случае отмены ликвидации повторное решение о начале процедуры ликвидации может быть принято не ранее чем через шесть месяцев. Здесь неясна задача и логика законодателя: с какой целью ограничен срок ликвидации?

Нахождение компании в состоянии ликвидации и срок такой ликвидации не влияет на права кредиторов и иных лиц, в отношении текущих или вновь возникающих обязательств лицо также их исполняет, исполняет в полном объеме обязанности налогоплательщика. При этом на фактическое увеличение срока ликвидации зачастую влияют независящие от компании обстоятельства: затягивания со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов (длительные процедуры проверки, сверки, расчетов). Что делать теперь компаниям с такими «зависшими» ликвидациями, как будет «принудительно» отменяться процедуры ликвидации, не завершенная в установленный срок, пока неясно. Возможно, данная новелла призвана отменить процедуры ликвидации, которые не могут быть завершены по причине недостаточности средств для расчета с кредиторами, но это тоже нелогично, поскольку существует норма закона, обязывающая при невозможности рассчитаться по долгам обратиться в суд о признании банкротом.

Появилось новое основания для применения административной процедуры исключения из реестра недействующего юридического лица. Ранее таким основанием было только одновременное отсутствие операций по расчетным счетам компании и непредставление отчетности в налоговый орган в течение более 12 месяцев. Теперь введено новое – наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. В прошлом году была введена и начала применяться на практике процедура проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ и содержащихся в реестре. Проверка достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, может быть проведена в ходе приостановки государственной регистрации при рассмотрении документов, поданных на регистрацию. Также любые сведения, уже содержащиеся в реестре, могут быть проверены налоговым органом. Если в отношении таких сведений будет установлен факт недостоверности, то вносится соответствующая запись. Чаще всего это записи в отношении недостоверности сведений о юридическом адресе, может быть в отношении участника или руководителя. Теперь если в течение 6 месяцев после внесения записи о недостоверности сведений юридическое лицо не внесло в ЕГРЮЛ достоверные сведения, то оно может быть принудительно исключено из реестра. Эта новелла может существенно ограничить права заинтересованных лиц, появляется необходимость тщательнее и чаще отслеживать сведения в отношении своей компании и компаний-контрагентов. Учитывая, что большинство компаний используют именно «юридический адрес» (приобретаемый «адрес», не являющийся фактическим местом нахождения), то от внесения о недостоверности сведений и, соответственно, возможности исключения из реестра не застрахован никто.

Юлия Уколова

директор Департамента создания и поддержки бизнеса Юридической фирмы «Клифф»


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча