Новости

Кристоф Бюхель вновь вызвал спор о границах современного искусства

Швейцарский художник предлагает считать макеты пограничной стены между Мексикой и США арт-объектом и национальным памятником

Макет стены на границе США и Мексики, изготовленный по заказу Дональда Трампа. Фото: Sandy Huffaker/Getty Images

Швейцарский художник Кристоф Бюхель спровоцировал публичный скандал, начав кампанию по признанию национальным памятником восьми макетов стены на границе между США и Мексикой, поставленных по решению Дональда Трампа. Как известно, во время своей избирательной кампании Трамп многократно обещал построить «большую, красивую, мощную стену» на американо-мексиканской границе и в прошлом году даже заказал восемь макетов, каждый из которых обошелся в сумму от $2,4 млн до $4 млн.

В декабре минувшего года Бюхель основал некоммерческую организацию под названием MAGA (Make Art Great Again — англ. «сделать искусство снова великим»). Аббревиатура соответствует лозунгу предвыборной кампании Трампа «Вернем Америке былое величие». Под эгидой MAGA Бюхель требует сохранить макеты стены, поскольку они представляют собой «значительную культурную ценность, являются историческим объектом ленд-арта». Художник также опубликовал петицию на онлайн-платформе Белого дома We the People. После этого сайт закрыли на реконструкцию, но художник, недолго думая, создал для проекта собственный, где получил более 400 подписей в поддержку своей идеи.

Среди сторонников считать макеты памятником есть известные художники. «Мне нравится проект, и я думаю, это блестящая идея», — написал Маурицио Каттелан в письме в The Art Newspaper, а Пол Пфайффер на своей странице в Twitter восхищается: «Бюхель, жжешь! Как же круто!» Сам Бюхель в интервью New York Times подчеркнул, что проект не задумывался как политическая провокация и «на самом деле MAGA не занимает никакой политической позиции». А адвокат Серхио Муньос Сармьенто, консультирующий MAGA, рассказал в телевизионном шоу Fox & Friends First, что миссия организации — заставить задуматься, «что такое искусство в сегодняшней ситуации» и «какова роль памятника или мемориала». «Эти макеты действительно впечатляют. Они ошеломительны», — сказал Сармьенто, добавив, что одна из проблем, поднятых кампанией, — это то, что «большая часть искусства, создаваемого сегодня в этой стране, уклоняется от любых противоречий».

Шестого февраля, в тот же день, когда Бюхель во второй раз вывесил свою петицию, появилось открытое письмо, собравшее более 500 подписей, в котором музеефикация макетов осуждается как пример «ксенофобии и белого превосходства». «Ничего не имею против того, чтобы обсудить, что считается искусством, если что-то делается намеренно. Обсуждение — фундаментальная функция публичного искусства, и именно обсуждение, а не художник, определяет значение произведения», — считает подписавший письмо скульптор Оскар Туазон. Киноактер и создатель перформансов Шайа Лабаф выступил еще резче: «Я возражаю против циничного использования статуса „национальный памятник“ для сохранения вопиющего символа расизма. Объекты культурно-исторического наследия — это больше чем чисто символическая ценность; как сама граница, это абстракция с очень реальными последствиями и сопутствующими обязанностями для всех нас. Так что я отклоняю это предложение прежде всего как гражданин, а также возражаю против самой идеи пограничной стены». 

БИОГРАФИЯ
Кристоф Бюхель
Художник, переходящий границы

Кристоф Бюхель, родившийся в 1966 году, известен как художник, создающий большие и принципиально непривлекательные инсталляции в общественных пространствах, где зрителям находиться трудно. Он считается мастером вызывать споры и упреки в нарушении границ между искусством и жизнью. Одна из самых обсуждаемых его работ была показана на 56-й Венецианской биеннале. Для павильона Исландии была арендована старейшая церковь Санта-Мария делла Мизерикордия, которую художник превратил в мечеть. Зрители в ней должны были вести себя по правилам ислама, в том числе снимать обувь при входе. Католическая общественность обвинила Бюхеля в неуважении к святому месту, хотя службы в Санта-Мария делла Мизерикордия давно не ведутся, а общественность художественная — в нарушении выставочных правил. 

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *