Новости

Бэнкси-шоу: в ЦДХ открылась коммерческая выставка лидера протестного стрит-арта

На выставке упоминания о деньгах нет, но само ее устройство заставляет все время о них думать

Два часто повторяющихся у Бэнкси образа  — сердце и крыса. Фото: Ольга Кабанова

Выставка неуловимого Бэнкси, прославленного уличного граффитиста, которого публика никогда не видела, но чьи работы хранятся в музеях и частных коллекциях и успешно продаются, — подарок для Москвы. Ее давно ждали, но уже потеряли надежду увидеть. Однако все случилось благодаря стараниям продюсера Александра Начкебия и щедрой финансовой поддержке (сравнимой с бюджетом Московской молодежной биеннале) крупнейшего оператора сотовой связи.

Выставка Бэнкси огромная — занимает весь главный зал второго этажа Центрального дома художника — и выстроена с большим, избыточным даже, эффектом. Все в темноте, подробные экспликации (некоторые даже с провенансом) писаны белым на черном фоне, графика ярко освещена, но не она здесь главная. Видеопроекции, мультимедийные и просто инсталляции (особенно трогателен манекен с натянутым на голову капюшоном) демонстрируют стены, на которых Бэнкси оставлял свои графические послания лондонским и нью-йоркским прохожим.

Монтаж выставки Бэнкси в Центральном доме художника (ЦДХ). Фото: Артём Геодакян/ТАСС

Главный граффитист-муралист нашего времени давно стал успешно коммерческим художником, хотя его личный рекорд — $1,9 млн — относительно скромен. Впрочем, арт-дилер Стив Лазаридис, когда-то раскрутивший Бэнкси, но вот уже десять лет как не общающийся с ним, обещает этим летом этот рекорд побить.

На выставке в ЦДХ, конечно, никакого упоминания о деньгах нет, но само ее устройство заставляет все время о них думать. Подлинных работ в единственном экземпляре (на двери, например) там раз-два, есть немного уникальной графики, но в основном тиражная (например, 209-й номер из 250-ти). Зато представлены все основные персонажи и сюжеты: девочка с шариком в форме сердца, крыска в разных видах, серия про обезьян, метатель букета в трех вариантах — на картоне, в литографии и фотографии стены. Впрочем, не основные, менее известные тоже присутствуют. Много просто надписей-граффити, причем в подписях даны и их переводы на русский.

Вообще, всего здесь много, что, конечно, позволяет создать представление об активности Бэнкси, о разнообразии и протестности его искусства, но и заставляет обнаружить некоторую его ограниченность, когда цитаты из предшественников видятся не игрой, а признаком кризиса. Так, одна из самых почитаемых устроителями серий — шесть портретов Кейт Мосс в образе Мэрилин Монро с шелкографий Энди Уорхола — не кажется ни остроумной, ни удачной. Такая насыщенность экспозиции оставляет ощущение, что набрано столько всего разного только для оправдания высокой цены на билеты.

Реплика граффити Бэнкси «Ярость» в Вифлееме. Фото: Ольга Кабанова

Кстати, она варьируется от дня недели (в выходные дороже) и от категории (есть ВИП-наценка и отдельная плата для участников экскурсий). Съемка на выставке разрешена, она бесплатная, и легко предположить, что картинки с выставки Бэнкси заполнят соцсети.

Странно и негуманно, конечно, мечтать, чтобы уличный художник оставался искренним и бедным. В наше время быть непризнанным гением невозможно: любой талант специально обученные люди найдут и с успехом монетизируют даже раньше, чем талант этот успеет развиться. Но часто именно ранние работы художника справедливо считаются лучшими. И когда видишь, как Бэнкси обращается к классикам старого и современного искусства, изображая на стене, например, вермееровскую девушку с жемчужной сережкой или бутылку с коктейлем Молотова в стиле того же Уорхола, думаешь, что успех требует слишком много жертв.

Впрочем, такое впечатление остается только от выставки. Когда смотришь в Интернете новые и старые работы Бэнкси, которых в ЦДХ нет, снова радуешься дерзости, остроумию и какой-то особой обаятельной ласковости его внешне бесхитростных настенных изображений.

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *